ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственная политика в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является национальный доход.

Если рассматривать бюджетную систему в целом, то можно отметить, что доходы расширенного бюджета в период с 2000 по 2011 год увеличились в номинальном выражении в 5,9 раза и лежали в пределах от 36,4 до 40,2% ВВП. Причем с 2003 до 2007 года они постепенно росли, но с началом кризиса начали снижаться и по прогнозу МЭРТ к 2012 году составят 31% ВВП.

Значение этого показателя близко к среднему уровню по странам ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним показателям по ЕС, составляющим 47% ВВП.

Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики является фискальный. С помощью налогов формируется основная часть бюджета.

Доходы федерального бюджета в период с 2000 по 2010 год в основном формировались за счет НДС, таможенных пошлин и ресурсных налогов, которые в среднем за период составляли 69% от всех доходов. Следует отметить, что в бюджетной классификации доходов, существовавшей до 2005 года доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи за пользование природными ресурсами, относились к неналоговым доходам. В целях сопоставимости данных в таблице 1 данные виды поступлений включены, поскольку они действительно имеют фискальный характер.


Таблица 1 - Доля и структура налоговых доходов в Федеральном бюджете РФ

 

2004

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доля налоговых доходов

83,5

84,6

94,4

93,2

96,3

93,9

89,7

Структура налоговых доходов

НДС

38,4

22

38,5

33,5

33,6

24,4

31,2

Акцизы

21,4

15

11

3,8

1,8

1,8

1,5

Таможенные пошлины и сборы

7,4

21,6

16,1

27,6

34,2

40,2

38,4

Налог на прибыль

13,1

7,6

10,3

6,1

7,1

8,7

3,0

Платежи за пользование природными ресурсами

2,3

1,4

9,1

13,7

15,4

18,7

15,3

ЕСН

 

 

14

14,4

6,2

5,8

7,8

Прочие налоги и сборы

17,4

32,4

1

0,9

1,7

0,4

2,8

По данным таблицы 1 видно, что за последние годы доля налоговых доходов в федеральном бюджете значительно выросла. В большинстве стран мира такая ситуация является весьма распространенной.

Однако, если там этот процесс связан с сокращением государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности ее управления и, одновременно, результатом сырьевой направленности экономики в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

В структуре налоговых доходов до 2006 года самую весомую долю в среднем за весь период занимал налог на добавленную стоимость 22 - 38,5%. С 2006 по 2011 год первым по значимости компонентом были таможенные пошлины, доля которых за последние 10 лет выросла более чем в 5 раз и достигала в 2010 году почти 40%, из которых 32,7% составили доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин, в т.ч. на сырую нефть 20,41 %.

До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля ресурсных налогов в федеральном бюджете в 2005 г. возросла до 15,4% (около 90% из них от нефти) по сравнению с 1,4% в 2000г.

Доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2009 году достигла уже 40,7% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете. По прогнозу Минэкономразвития доля нефтегазовых доходов в ВВП будет постепенно сокращаться, главным образом, в связи с замедлением темпов роста добычи нефти и газа (0,3% и 1,8% в среднем за год в 2012-2023 гг.), в связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.

Значительно сократились поступления в федеральный бюджет от уплаты акцизов, т.к. начиная с 2004 года большая часть акцизов была передана региональным бюджетам.

Среди неналоговых доходов значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.

Если рассмотреть структуру доходов бюджетов субъектов РФ, то можно увидеть, что налоги в ней занимают около 70-75%. Главными бюджетообразующими налогами являются: налог на прибыль и НДФЛ.

Особенностями доходов региональных бюджетов является то, что подавляющую их величину составляют поступления из федерального бюджета, причем более 80% всех налоговых доходов - федеральные. За последние годы увеличилась доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета, составив более 27% его доходов в 2009 году. Доля неналоговых доходов постепенно сокращается, составив в 2009 году 5,1%.

В структуре доходов местных бюджетов основную долю сегодня занимают перечисления из вышестоящих бюджетов. Среди них межбюджетные трансферты в 2009 году принесли 59% доходов (из них 25% - субвенции, 34% дотации и субсидии). Это следствие централизации возросших поступлений сырьевых налогов и последующего перераспределения финансовых средств. Отчисления от федеральных и региональных налогов составили 25% (НДФЛ, налог на прибыль), местные налоги дают всего 4%. Для сравнения местные налоги в США приносят 65% доходов, в Англии - 36%, Франции - 60%, Германии - 45%, Японии - 33%.

В целом по России доля доходов местных бюджетов по отношению к ВВП снизилась в 2007г. по сравнению с 1997г. почти в 2 раза - с 10,9% до 5,9%. Значительную роль в этом сыграл механизм межбюджетных отношений, устанавливающий необходимость концентрации финансовых ресурсов в основном на федеральном и региональном уровнях публичной власти в соответствии с объемом их расходных обязательств.

Таким образом, из приведенных данных видно, что бюджетная политика Российской Федерации в отношении формирования доходов бюджетов изменяется и важно оценить ее эволюционно в целом по всем направлениям.

Просмотров работы: 2