ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО УРАЛА В КУЛЬТУРЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО УРАЛА В КУЛЬТУРЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Вклад Урала в художественную культуру России не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники.

Урал - край металла - в изобилии давал стране чугун, железо, сталь, медь. Наличие на Урале местного дешёвого чугуна сделало возможным широкое его использование для нужд строительства, а затем и для декоративных целей. Работавшие на заводах замечательные мастера, овладевшие секретами литейного искусства, были способны подчинить чугун любой заданной форме. Поэтому нередко при строительстве того или иного сооружения на Урале было легче отлить какую-нибудь деталь в чугуне, нежели изготовить её из кирпича.

 Художественная ковка - это самый распространенный способ художественной обработки металла. Чаще всего термин "художественная ковка" связан с кузнечным ремеслом, с обработкой железа.

 В 9-7 веках до н.э. были изобретены ковка, закалка и способы изготовления стали - углеродистого сплава железа. В памятниках литературы этого периода появляется упоминание не только уже известного литья, но и горячей ковки.  Из железа начали изготавливать не только предметы языческого культа или украшения, но также оружие, орудия труда.

К середине 17 века с восстановлением экономического потенциала Русского государства возникли предпосылки для развития различных видов искусства.  Предметы повседневного спроса, рассчитанные на широкий круг горожан, делались с ориентацией на высокохудожественные образцы. Из железа выковывали решетки, подсвечники, подставки для лучин (светцы), флюгера и др. Большое внимание уделялось украшению входных ворот и наружных дверей. В это же время кованый металл начали использовать для изготовления и украшения предметов мебели. Своеобразную отрасль русской художественной промышленности представляет собою каслинское литье. Здесь искусство мастера-исполнителя неотделимо от искусства скульптора.

Художественное литье возникло на Урале в селе Касли в начале XIX века на медеплавильном заводе. До революции в Каслях вырабатывали разнообразные изделия: котлы, кумганы, чаши, декоративные вазы, блюда, настольную скульптуру, бюсты, архитектурные детали, решетки. Самостоятельное творчество мастеров проявилось в создании бытовых изделий - пресс-папье, шкатулок, подсвечников, ажурных вазочек.

Первые отливки из каслинского чугуна появились в 50-х годах XIX века. Это были крупные изделия. Среди них: плиты, решетки, садовые скамейки, надгробные барельефы. В 1860-1890 годах чугунное художественное литье достигает своего наивысшего расцвета. Знаменитые кони выдающегося русского скульптора П. К. Клодта, украшающие петербургские мосты, ажурные канделябры и тончайшие цепочки созданы руками талантливых каслинцев. Виртуозное исполнение деталей, ювелирная точность, мастерство обработки вещи в целом прославили их далеко за пределами Урала.

На основе уральской медной промышленности родилось вначале производство посуды, покрытой орнаментом, а затем и художественное литьё из бронзы. Немалую роль при этом играло и то, что мастерам пришлось освоить изготовление из меди сложных форм, по которым затем выливались детали к различным машинам. Это во многом уже подготовило освоение камерного художественного литья.

Златоустовская гравюра на стали - один из традиционных промыслов Южного Урала. Искусство мастеров Златоуста за многие десятилетия впитало в себя богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников 17-18 веков. Наши современники сумели не только сохранить секреты своих предшественников, но и придумать своему искусству новые грани. До 1990 года производство изделий, украшенных гравюрой, велось только на Златоустовском заводе. В настоящее время в городе работает более 30 мастерских по украшению изделий из металла, прежде всего холодного оружия, подарочных и сувенирных предметов.

Новый этап развития златоустовской гравюры наступил в постсоветское время. Важнейшим направлением стало обращение к классическим традициям этого жанра - гравюра как редкий вид художественной обработки металла. Это неизбежно привело к истокам возникновения искусства златоустовской гравюры - к возрождению оружейного искусства.

В 1990 году три профессиональных художника - Александр и Нина Лохтачевы, Григорий Мануш основали уникальную златоустовскую мастерскую «ЛиК». Именно они начали возрождать традиции златоустовской гравюры на металле. С Высочайшего благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II изготовлена Дарохранительница для возрождения святыни Русской - храма Христа Спасителя. После этого, по словам Нины Лохтачевой, «ЛиКу» было присвоено звание «Патриаршие мастерские». И теперь мастерская изготавливает церковную утварь для храмов России.

Рождённый в огне уральский металл, претворённый в произведения искусства, вызывает мысль одновременно и о виртуозном мастерстве, и о тяжком труде рабочих.

Очень важной отличительной чертой уральского искусства XVIII века - первой половины XIX века, определяемой его промышленной основой, является непосредственная, постоянная и крепкая связь с наукой, техникой, с

 деятельностью выдающихся учёных изобретателей России. Нельзя поэтому недооценивать значение экспедиций Академии наук, изучавших в XVIII веке Урал и несомненно пробуждавших здесь тягу к знанию, культуре, искусству. Определённую роль сыграло и составление М. В. Ломоносовым «Российской минералогии», которая стимулировала на Урале поиски уральских цветных камней и дальнейший рост камнерезного искусства. Без деятельности замечательного учёного, изобретателя русского булата П. П. Аносова невозможно себе представить те великолепные достижения, которых достигло искусство златоустовских оружейников.

Характер крупных промышленных предприятий Урала влиял и на формирование художественных кадров. Постановка этой проблемы имеет принципиальное значение для правильного понимания своеобразия уральского искусства.

Подготовка своих художников, музыкантов, артистов была типичным явлением России XVIII-XIX веков. Крупные русские помещики нередко давали художественное образование своим крестьянам; иметь своего живописца считалось хорошим тоном. Не случайно в арзамасской школе Ступина училось немало крепостных. Следует, однако, отметить, что подготовка кадров крепостных художников в центральных районах России определялась главным образом личными нуждами помещика, была связана с усадебным бытом, хотя оказывали влияние и объективные требования времени, необходимость в работниках интеллигентного труда.

Состав уральских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства был разнообразен. Это надо учитывать, когда мы впоследствии перейдём к изложению истории отдельных видов уральского декоративно-прикладного искусства, анализу его социального и художественного звучания.

Просмотров работы: 85