ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Споры о самобытности России, о богоносности русского народа всегда вызвали волну интереса к событиям ранней истории и к народной культуре. Русский Север представляет  собой края, где  в наибольшей степени сохранилась народная культура. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики - носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре.

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В лесном Архангельском крае всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву.  Изучение росписей по дереву  Русского Севера, имеет особый интерес у искусствоведов и обывателей. Интерес людей понятен и обоснован. Особый интерес вызывают росписи Северной Двины.

История открытия стране Северодвинской росписи имеет давнюю историю. Еще в 19 столетии в музеях Санкт Петербурга и Москвы были собраны  богатые коллекции предметов крестьянского быта, украшенных этой росписью. Спрос на них был велик. Поэтому и хранились в тайне точные адреса, где многие поколения, издавна занимались этим ремеслом, где еще в конце 19 начале 20 столетия жили и работали создатели прекрасных произведений искусства. Так и вошли они в музейные документы с общим адресом - Северная Двина. Долгое время эта роспись была не изучена. Первые исследователи А.А Бобринского и В. С. Воронова  ввели общее название « северодвинская роспись», которое впоследствии закрепилось в дальнейшем. Только в середине 20 столетии удалось внести полную ясность в общепринятый, очень расплывчатый термин «Роспись северодвинского типа».

В 1955 году С. К. Провирина на основе изучения надписей на предметах крестьянского быта из коллекций Государственного Исторического музея высказала первое предположение о центре северодвинской росписи - Пермогорье.  Имея этот лишь предположительный адрес, экспедиция Загорского государственного историко-художественного музея - заповедника выехала в 1959 году на Северную Двину с целью найти центры и районы северодвинской росписи. Экспедиции удалось внести полную ясность в общепринятый, очень расплывчатый термин « роспись северодвинского типа», установить, что она делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи, и нанести на карту географические границы районов их бытования и центры производства.

Первый вид росписи включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник (Помазкино) и Грединская ( Зыкова), которые носят общее название Мокрая Едома, который находится в Красноборском районе недалеко от пристани Пермогорье. Сейчас эту роспись называют Пермогорской росписью. Ее основу составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором красного цвета на белом фоне.

Второй вид росписи  включает работы мастеров ниже по Двине, уже в соседнем Черковском районе, в деревне Ульяновская, стоящее нескольких километрах речки Ракулки, по имени которой и назван это тип росписи - ракульская.  Там впервые встретились изделия с росписью на желтом фоне с крупным орнаментом в виде изогнутой ветки. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

 Третий вид росписи  включает работы мастеров из деревень Скобели (Виноградский район пристань Борок) Сейчас эту роспись называют  Борецкая роспись. Росписи этого типа пользовались особенной популярностью. Она отличалась от пермогорской росписи броскостью и парадной нарядностью формы и ярким колоритом с ослепительно белыми фонами и большим количеством позолоты. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность

Региональное расположения северной Двины позволило сохранить традиции заложенные мастерами еще в 16 столетии. Для людей русского севера церковь играла важную роль в крестьянской жизни  и именно в северодвинских росписях сохранились иконописные традиции в росписей предметов быта. Именно этим уникально росписи Северной Двины сохранивши традиции праотцов.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть  истинное - народное русское искусство.

Например.  Исследователь северодвинской росписи Круглова О.В.  написавшая книгу «Росписи Северной Двины», говорила о том, что северодвинская роспись очень близка миниатюрной манере,  когда рассматривала колорит,  простоту и лаконичность  рисунка расписанных предметов быта (прялки, бураки, ковши и. т. д.).  Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюре и иконописи. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом.

Из всех росписей Северной Двины борецкой роспись наиболее близка  к иконописной школе, это можно проследить  в использовании мотивов и колорита, характерные для иконописи (использование сусального золота, золотые оконца). Для понимания того с чем связана эта традиция, нужно обратится к истории этой росписи.

Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.

Чрезвы­чайно большую роль в развитии народного творчества сыграла книга старообрядцев. Рисунки, которые украшали ее,  явля­лись своеобразными готовыми схемами к разработке орнаментов и изобра­жений на бытовых предметах мебели, ларцах и др. Не меньшее значение имели отдельные лубочные картинки, с которых заимствовали, например, образ сладкоголосых птиц - Сиринов или изображения цветущих кустов с розанами и ягодками. В XVIII-XIX вв. эти картинки с легкостью переко­чевывали в резьбу и роспись, на крышки ларцов, створки шкафчиков.

Одна из самых  выразительных   фантастических  птиц  изображена  на крышке сундука 1710 г. Птица Сирин представлена сидящей на сочном стебле цветущего и плодоносящего дерева с гроздьями винограда. Над нею над­пись: «Святого блаженного рая птица Сиринъ. Виноградъ». Более мелким шрифтом автор росписи привел легенду об этой мифической сладкоголосой птице, живущей на море»

Велика была тяга русского человека к прекрасному. Не случайно от рождения и до глубокой старости его всю жизнь сопровождало искусство. Для новорожденного, радуясь первенцу, расписывали или украшали резьбой люльку, потом отец вырубал для мальчика игрушку - конька, для девочки куклу - «панку». Так начиналась жизнь, наполненная трудом и щедро украшенная искусством. Многие предметы, сделанные из самых простых и дешевых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Их всегда высоко ценил народ. Они несли в жизнь радость и красоту. Долго еще люди будут восхищаться предметами народного творчества и черпать из его неистощимого источника духовные богатства, созданные гением народа.

Список используемой литературы.

  1. Народная роспись Северной Двины. Автор-составитель Круглова О.В. - М.:., Изобразительное искусс Тарановская Н.В.Новые данные о формировании северодвинских народных росписей.// Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 2. СПб,, 1993.С. 63
  2. Тарановская Н.В. Росписи по дереву Нижней Тоймы. Мастера.// Народное искусство. Исследования и материалы. Сборник статей к 100-летию ГРМ..сост. и научн. ред Богуславская И.Я.1995 г. 204с., С.7[1]
  3. Тарановская Н.В.Новые данные о формировании северодвинских народных росписей. //Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 2. СПб,, 1993.С. 63
  4.  Богуславская И.Я. Лубочные картинки в костромской народной вышивке.//Народное искусство. Исследования и материалы.Сборник статей к 100-летию Государственного Русского музея. Сост. И.Я.Богуславская . -СПб:, 1995, С. 157
Просмотров работы: 329