Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. Понятие "Дизайн" сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности
Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "disegno", которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также - проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной.
Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий "дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме. Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.
На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами.
В литературе различают два вида конструирования: техническое и художественное.
Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.
Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.
Дизайн объединяет 2 аспекта:
-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность;
-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.
Одним из направлений дизайнерского формообразования сегодня является художественное конструирование с использованием техники бумагопластика. В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике).
Являясь перспективной техникой для моделирования различных изделий она влияет на развитие проектной культуры. В этой области отражается вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан. Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопластика» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т.д.
Термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования, а также отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. В исследовании привлекаются материалы из теории формообразования и проектной культуры.
Вопросу рассмотрения роли бумагопласти и ее связи с вопросами конструирования в дизайне уделяется внимание в трудах работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова и других, в этом плане представляют интерес. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей.
Бумага - это особый конструктивный материал. С одной стороны, это очень непрочный материал. Бумага легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения с ней. С другой стороны, она обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.
В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства. Необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в работе с различными изобразительными материалами, среди которых не последнее место отводится работе с бумагой. Различные виды техники, используемые в аппликации, в рельефах, в объемных и глубинно-пространственных композициях дети постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиции. Это помогает осваивать образный язык каждого вида искусства, приобретать новые навыки в работе с бумагой, способствует развитию творческого воображения
Основной методической целью учебных заданий по проектированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологическими требованиями к формообразованию. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастерства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.
В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике).
Вопросу рассмотрения роли бумагопласти и ее связи с вопросами конструирования в дизайне уделяется внимание в трудах работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова и других, в этом плане представляют интерес. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей.
Бумага - это особый конструктивный материал. С одной стороны, это очень непрочный материал. Бумага легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения с ней. С другой стороны, она обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.
И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.
Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообразии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования в дизайне.
Для успешной работы над заданиями объемно-пластического цикла необходимо профессиональное понимание специфики композиционных закономерностей объемного проектирования, поэтому практической работе предшествует самостоятельное изучение теории формообразования. В цикле объемно-пластических работ практического курса архитектоники осуществляется изучение композиционных принципов и художественно-образных средств организации материальных форм из бумаги и текстильных материалов. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.
Основной методической целью учебных заданий по проектированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологическими требованиями к формообразованию. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастерства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.
Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.
Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого объекта. Формы конструируются сразу, с некоторыми уточнениями в выкройках и последующим добавлением некоторых элементов.
В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.
Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез.
Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает активное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладение принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на основе взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (замкнутое, ограниченное и неограниченное). Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства основаны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства. В основе геометрической пластики лежит точный и строгий геометризм построений, обеспечивающий достижение композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности, требуемой для создания эстетически совершенного произведения.
Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уровень связан с взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа трансформации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы циклически возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможностей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульптурной пластики, требующих различных способов образной интерпретации.
Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняется на основе изучения композиционно- выразительных средств и принципов связи элементов композиции при решении задач пластического формообразования. Используя прием надреза или сгиба в качестве технологии формообразования можно выполнить композиции в виде комбинаторно- модульного рельефа.
Для выполнения портрета в виде комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо практическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на основе взаимодействия различных видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Выполнение работы начинается с построения графической композиции портрета и формирования образной структуры графического изображения, затем разрабатывается объемно-пространственная композиция из бумаги с применением цвета и тона.
Работа по созданию формы в костюме требует от специалиста тонкого проникновения в характер материалов: понимания их предназначения, чувства пластических и композиционно-структурных возможностей. Выполнение практических заданий по архитектонике следует рассматривать как тренинг, направленный на развитие тактильных ощущений материала и развитие манипулятивных способностей студентов, необходимых в дальнейшей работе для обогащения пластического и декоративного звучания в костюме текстильных материалов. Методы структурного преобразования поверхности ткани, как и бумаги, сродни методам графического дизайна и, кроме того, имеют более широкие технические и изобразительные возможности. Вместо графических материалов (тушь, гуашь, акварель, темпера) в композициях в качестве элементов формообразования используются свето-теневые, фактурно-пластические и объемно-пространственные свойства волокон, нитей, фактур тканей, натуральной и искусственной кожи, меха и других материалов.
В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства. Поэтому необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в разных видах работы с бумагой: в аппликации, в рельефах, в объемных и глубинно-пространственных композициях.
Все занятия выстраиваются в определенную систему, где дети постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций. Это способствует воспитанию в ребенке способности воспринимать окружающий мир прекрасным. Развитие творческого воображения помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.
На начальном этапе приобщения к работе с бумагой используются такие упражнения, для которых достаточно минимума знаний и они доступны для ученика. Это различные приемы: вырезания правильных геометрических фигур, лист сложенный вдвое, лист сложенный "гармошкой", вырезание по частям, по контуру, силуэтное, обрывание краев бумаги и т.д. Работа с бумагой предполагает развитие школьников в системе "мозг - рука", где восприятие окружающего мира связано с практической деятельностью на плоскости и в пространстве.
При конструировании из бумаги присутствуют два вида труда: изготовление модульных элементов и конструирование из них игрушек. Таким образом соединяются в едином процессе обучающий и воспроизводящий труд с трудом творческим. В процессе изготовления разнообразных бумажных изделий важно представить детям последовательное преобразование плоского листа, раскрыть особенности формообразования. Работа ведется от простого к сложному с учетом возрастных особенностей ребенка. Для изделий, используемых в рельефе, применяют различные виды бумаги, как белую, так и цветную. Дети знакомятся с рельефным изображением, соединившим в себе плоскостное и наполовину объемное изображение. Важно показать детям особенности фронтальной композиции в рельефе.
Но вот из листа бумаги в результате нескольких операций получается объемное изделие, которое можно рассмотреть уже со всех сторон, которым можно играть, перемещая в пространстве (объемно-пространственная композиция). Третье преобразование листа происходит при создании изделий, которые образуют заданный макет пространства (глубинно-пространственная композиция).
Свои конструкторские идеи дети выражают в технический рисунках, чертежах и выкройках. Нахождение образов и конструирование идет по определенным этапам: 1. Умственное - задумывание образа, размышление над его частями, сопоставление с известными ранее конструкциями, выбор вида композиции (рельефное, объемно-пространственное, глубинно-пространственное).
2. Графическое конструирование - осуществление по своему замыслу чертежей, рисунков, выкроек, определение размеров, формы и пропорции деталей, цвета и пр.
3. Выполнение работы с учетом выполненных выкроек и моделей.
В ходе занятий предполагается, что учащиеся должны почувствовать органическую связь разных видов конструирования, научатся понимать различные выразительные средства каждого вида.
Ко всем изделиям постоянно предъявляются следующие требования:
Предлагаемые занятия могут носить ознакомительный характер. Уровень сложности задания зависит от возраста ребенка и заданной темы. Направленность в том, чтобы дети могли многое делать своими руками, самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, быть раскованными в творчестве.