ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая человека в единстве с  окружающей средой, следует отметить, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создает. Предметная среда  в современных условиях и оказывает большое влияние на формирование эстетического восприятия, художественно-оценочного сознания и мировоззрение человека в целом. Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, развивает художественный вкус, способность находить  средства для организации художественной среды, разрабатывать  изделий более качественных, новых красивых удобных  конструкций.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. Понятие "Дизайн" сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности

Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "disegno", которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также - проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной.

Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий "дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме. Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами.

В литературе различают два вида конструирования: техническое и художественное.

Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.

Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.

Дизайн объединяет 2 аспекта:

-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность;
-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.

Одним из направлений дизайнерского формообразования сегодня является художественное конструирование с использованием техники  бумагопластика. В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике).

Являясь  перспективной техникой  для  моделирования  различных изделий она влияет на развитие проектной культуры. В этой области отражается вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан. Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопластика» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т.д.

Термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования, а также отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. В исследовании привлекаются материалы из теории формообразования и проектной культуры.        

Вопросу рассмотрения роли бумагопласти  и ее  связи с вопросами конструирования в дизайне уделяется  внимание в трудах  работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова и других,  в этом плане представляют интерес. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей.

Бумага - это особый конструктивный материал. С одной стороны, это очень непрочный материал. Бумага легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения с ней. С другой стороны, она обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.

В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства.  Необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в работе  с различными изобразительными материалами, среди которых не последнее место отводится работе с бумагой. Различные виды техники, используемые  в аппликации, в рельефах, в объемных и глубинно-пространственных композициях  дети постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиции.  Это помогает осваивать образный язык каждого вида искусства,  приобретать новые навыки в работе с бумагой,  способствует развитию  творческого воображения

Основной методической целью учебных заданий по проектированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологическими требованиями к формообразованию. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастерства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.

В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике).

Вопросу рассмотрения роли бумагопласти  и ее  связи с вопросами конструирования в дизайне уделяется  внимание в трудах  работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова и других,  в этом плане представляют интерес. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей.

Бумага - это особый конструктивный материал. С одной стороны, это очень непрочный материал. Бумага легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения с ней. С другой стороны, она обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.

И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.

Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообразии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования в дизайне.

Для успешной работы над заданиями объемно-пластического цикла необходимо профессиональное понимание специфики композиционных закономерностей объемного проектирования, поэтому практической работе предшествует самостоятельное изучение теории формообразования. В цикле объемно-пластических работ практического курса архитектоники осуществляется изучение композиционных принципов и художественно-образных средств организации материальных форм из бумаги и текстильных материалов. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.

Основной методической целью учебных заданий по проектированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологическими требованиями к формообразованию. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастерства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.

Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.

Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого объекта. Формы конструируются сразу, с некоторыми уточнениями в выкройках и последующим добавлением некоторых элементов.

В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез.

Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает активное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладение принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на основе взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (замкнутое, ограниченное и неограниченное). Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства основаны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства. В основе геометрической пластики лежит точный и строгий геометризм построений, обеспечивающий достижение композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности, требуемой для создания эстетически совершенного произведения.

Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уровень связан с взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа трансформации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы циклически возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможностей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульптурной пластики, требующих различных способов образной интерпретации.

Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняется на основе изучения композиционно- выразительных средств и принципов связи элементов композиции при решении задач пластического формообразования. Используя прием надреза или сгиба в качестве технологии формообразования можно выполнить композиции в виде комбинаторно- модульного рельефа.

Для выполнения портрета в виде комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо практическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на основе взаимодействия различных видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Выполнение работы начинается с построения графической композиции портрета и формирования образной структуры графического изображения, затем разрабатывается объемно-пространственная композиция из бумаги с применением цвета и тона.

Работа по созданию формы в костюме требует от специалиста тонкого проникновения в характер материалов: понимания их предназначения, чувства пластических и композиционно-структурных возможностей. Выполнение практических заданий по архитектонике следует рассматривать как тренинг, направленный на развитие тактильных ощущений материала и развитие манипулятивных способностей студентов, необходимых в дальнейшей работе для обогащения пластического и декоративного звучания в костюме текстильных материалов. Методы структурного преобразования поверхности ткани, как и бумаги, сродни методам графического дизайна и, кроме того, имеют более широкие технические и изобразительные возможности. Вместо графических материалов (тушь, гуашь, акварель, темпера) в композициях в качестве элементов формообразования используются свето-теневые, фактурно-пластические и объемно-пространственные свойства волокон, нитей, фактур тканей, натуральной и искусственной кожи, меха и других материалов.

В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства. Поэтому необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в разных видах работы с бумагой: в аппликации, в рельефах, в объемных и глубинно-пространственных композициях.

Все занятия выстраиваются в определенную систему, где дети постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций. Это способствует воспитанию в ребенке способности воспринимать окружающий мир прекрасным. Развитие творческого воображения помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.

На начальном этапе приобщения к работе с бумагой используются такие упражнения, для которых достаточно минимума знаний и они доступны для ученика. Это различные приемы: вырезания правильных геометрических фигур, лист сложенный вдвое, лист сложенный "гармошкой", вырезание по частям, по контуру, силуэтное, обрывание краев бумаги и т.д. Работа с бумагой предполагает развитие школьников в системе "мозг - рука", где восприятие окружающего мира связано с практической деятельностью на плоскости и в пространстве.

При конструировании из бумаги присутствуют два вида труда: изготовление модульных элементов и конструирование из них игрушек. Таким образом соединяются в едином процессе обучающий и воспроизводящий труд с трудом творческим. В процессе изготовления разнообразных бумажных изделий важно представить детям последовательное преобразование плоского листа, раскрыть особенности формообразования. Работа ведется от простого к сложному с учетом возрастных особенностей ребенка. Для изделий, используемых в рельефе, применяют различные виды бумаги, как белую, так и цветную. Дети знакомятся с рельефным изображением, соединившим в себе плоскостное и наполовину объемное изображение. Важно показать детям особенности фронтальной композиции в рельефе.

Но вот из листа бумаги в результате нескольких операций получается объемное изделие, которое можно рассмотреть уже со всех сторон, которым можно играть, перемещая в пространстве (объемно-пространственная композиция). Третье преобразование листа происходит при создании изделий, которые образуют заданный макет пространства (глубинно-пространственная композиция).

Свои конструкторские идеи дети выражают в технический рисунках, чертежах и выкройках. Нахождение образов и конструирование идет по определенным этапам: 1. Умственное - задумывание образа, размышление над его частями, сопоставление с известными ранее конструкциями, выбор вида композиции (рельефное, объемно-пространственное, глубинно-пространственное).

2. Графическое конструирование - осуществление по своему замыслу чертежей, рисунков, выкроек, определение размеров, формы и пропорции деталей, цвета и пр.

3. Выполнение работы с учетом выполненных выкроек и моделей.

В ходе занятий предполагается, что учащиеся должны почувствовать органическую связь разных видов конструирования, научатся понимать различные выразительные средства каждого вида.

Ко всем изделиям постоянно предъявляются следующие требования:

  • цельность изделия
  • выразительность конструктивных форм и композиций
  • минимум соединительных операций и аккуратность их выполнения
  • экономное расходование материала.

Предлагаемые занятия могут носить ознакомительный характер. Уровень сложности задания зависит от возраста ребенка и заданной темы. Направленность в том, чтобы дети могли многое делать своими руками, самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, быть раскованными в творчестве.

Просмотров работы: 128