МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ИМЕДЖЕОБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ИМЕДЖЕОБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности  статуса:  молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.  Молодежь пытается найти свое место в мире, выразить себя через искусство, спорт, науку, создают субкультуры.

Почему образуются субкультуры? Каковы причины их возникновения? Чем они отличаются от «культуры»? Прежде всего, введем такое понятие как «субкультура».

Субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды, общие интересы. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Как уже было сказано, субкультуры, в первую очередь, образуют молодые люди. С чем это связано? Молодыми людьми движет желание выделится, найти себя, заявить о себе. А субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий им все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. В мире субкультур каждый может найти себе сторонников по интересам, благо в современном мире их не перечесть.

Неформальных движений множество ...

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура - массовое явление - присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Как было сказано выше: молодежные субкультуры - феномен ХХ века. Но ведь если заглянуть глубже, то можно обнаружить субкультуры и в других веках.  Например, первые христиане в Римской Империи: они имели свою идеологию, свои обычаи и традиции. Когда христианство проникло на территорию средневековой Европы, в рядах верующий стали появляться новые субкультуры, такие как протестанты, катары, рыцарские ордена тамплиеров, доминиканцев и проч. Самыми загадочными субкультурами христианства можно назвать такие образования как тайные ордена, из которых масоны были наиболее известны и влиятельны.  Также к понятию первых субкультур можно отнести наемные швейцарские войска - ландскнехтов. Они имели свою довольно интересную форму одежды, свою манеру речи и поведения, развитый фольклор.   

Если задуматься, то к субкультуре можно отнести и армии разных стран, ведь каждая армия имеет свою форму (манеру одеваться), у каждой армии свои песни, истории, традиции и обычаи.  Сейчас армии разных стран то же можно обозначить как субкультуры, только с течением времени форма перестала столь разительно отличаться. Появились общие для всех принципы, расцветки, набор стандартной амуниции.

Любая религия - тоже субкультура. Религия имеет свою идеологию, форму одежды, модель поведения, стереотипы. У разных религий своя музыка, свое искусство. Одежда формировалась в зависимости от климата и вероисповедания, поэтому то, что можно одеть буддисту, никогда не стали бы носить христиане.  

Но настал век двадцатый. Молодые люди, получив доступ к различным учебным заведениям,  стали играть ведущую роль в жизни государств, искусстве и политике. И теперь субкультуры стала образовывать молодежь.

Хиппи

Первой субкультурой, охватившей весь мир, стали Хиппи. Они прорвали даже железный занавес, вторгнувшись на необъятные территории нашей родины.  Их философия повлияла на взгляды и жизнь поколения 60-80-х годов. У хиппи свои правила поведения и своя философия. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, в который принимают не каждого.

Идеология - человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи - романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями».

Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка.Обычно присутствуют джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «феньки» (от англ. thing - вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы чаще всего из бисера, дерева или кожи.

Знаменитая группа «The Beatles»

Многие мужчины отпускают бороду. Форма одежды - джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. В холодное время года хиппи живут в городе, ходят на "тусовки", а летом путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.

По духу хиппи свободолюбивы и не притязательны. Это и сформировало подобный образ: свободная, удобная в эксплуатации одежда ярких цветов. Нужно сказать, что хиппи удалось создать свой «имидж».

Имидж (от англ. image «образ», «изображение») - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Так случилось, что хиппи оставили свой неизгладимый след в культуре и моде. Стереотип, который они о себе сложили, плотно вошел в наше понимание и сейчас, когда в моду снова возвращается все «хиппанское»,  молодежь следует именно визуальному стереотипу, особо не вникая в идеологические  особенности движения.

Панки

Следом за хиппи в стране появились и другие. На улицу вышли странные люди, одетые ярко, броско, дисгармонично, со странными прическами, да еще и слушающие громкую, дерзкую музыку. Этих, похожих на петухов, тинейждеров называют Панками.

Панк, па́нки (англ. punk) - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Панки придерживаются различных политических взглядов. Часто воззрениями являются стремление к личной свободе и, принципы«полагаться на самого себя» «не продаваться», (DIY) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, антигомофобию, вегетарианство, веганизм, и борьбу за права животных.

Хоть и не схожи Панки с хиппи, но и они, одеваясь броско, стремились к самовыражению и выделению из окружающих масс.  Они отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды.

Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Панки то же кое-что у хиппи переняли. Взять то же вегетарианство, антирасизм, не любовь к войне, и проч. А в моду, с  легкой руки Панков, вошли столь обожаемые сейчас «бриджи», или нелепо обрезанные штаны.  Джинсы, которые до хиппи носили разве что американские рабочие, перешли не только в субкультуры, но и в мировую моду. Сейчас нет человека, в гардеробе которого не лежала хотя бы пара.

Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Постепенно панки тех лет превратились в людей, которые слушают "панк´´ и "панк-рок". Условно можно выделить две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х годов и музыкантам на сцене.

Вторая группа панков - постарше. Ведут они себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах.

Надо сказать что субкультура Панков зародилась в трудное для молодых людей время, когда они не могли найти себе места в изменившейся, заполненной эмигрантами стране. Это был протест не только против общества, но скорее против государства, которому они оказались не нужны.

Металлисты

Следом за панками в мир пришли металлисты. Эдакие странные люди в черном и железе... «Металлисты (металхэ́ды или мета́леры) - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.»

В 80-ые годы XX века в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР появились первые поклонники зарубежных групп, играющих "металл" и носившие соответствующую атрибутику. Советская официальная пропаганда негативно реагировала на появление новой субкультуры, пришедшей с Запада. Концерты проходили нелегально, музыка иностранных исполнителей "металла" не звучала ни по радио, ни с экранов телевидения, не распространялись записи и на легальных носителях. Поклонники привозили грампластинки из-за рубежа и тиражировали их на магнитофонных кассетах.

И металлистов не обошла тяга к созданию своего имиджа.

  • Длинные волосы у мужчин
  • Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет.
  • Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.
  • Напульсники - кожаные браслеты с заклёпками.
  • Нашивки - Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп.
  • Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.
  • Цепи, крепящиеся на пояс.

И здесь мы видим своеобразную преемственность субкультур. Те же, что и у панков, косухи,  черные футболки, обилие цепей и украшений. А уж джинсы, после хиппи, стали одной из неотъемлемых частей имиджа. Своему стилю металлисты обязаны некоторым исполнителям в стиле «металл», которые выходили на сцену в коже и металлических украшениях.

Нельзя упустить из виду такие субкультуры, как скинхеды и люберы. Субкультуры, которые формировало не музыкальное увлечение, а идеология.  

Люберы

Лю́беры (или Любера́) - молодёжное движение (субкультура), существовавшее в 80-х годах XX века, в основном - в Москве и городах ближнего Подмосковья. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Любера выступали резко против всевозможных субкультур «западного» образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.), пропагандируя социалистические ценности и культуризм.

Отличительными чертами люберов были:

  • культуризм;
  • демонстративный консерватизм, выражавшийся в поддержке социалистического строя (одним из их лозунгов был «Социализм любой ценой!»);
  • антифашизм;
  • резкое неприятие западных субкультур, в основном - хиппи, панков, металлистов, и других представителей молодёжных субкультур, по их мнению, засорявших и разлагавших советское общество.

Люберы предпочитали спортивный стиль в одежде, как наиболее удобный в драке и поездке. Зимой надевались телогрейки. «Характерная униформа» люберов получила широкое распространение лишь после того, как была описана в журнале «Огонёк» (№5, 1987 год). В неё, согласно заметке, входили широкие клетчатые штаны, кожаные (чаще из кожзаменителя) куртки, белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора иногда добавлялись кепки.

Из-за ношения клетчатых брюк, самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку перестали считаться люберскими атрибутами, и их стали носить представители других субкультур, таких, как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited).

Позже, когда люберов уже не стало, и на их место вышли такие субкультуры, как гопники и футбольные фанаты, их атрибутика и стиль продолжили свое существование. Гопники продолжают ходить в спортивных штанах, кепках и куртках, а футбольные фанаты ко всему этому носят символику любимой команды и шарфы, по которым люберы когда-то отличали друг-друга в драке.

Скинхеды

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова) В России это субкультура, выступающая за духовное оздоровление русской нации, за право быть полноправными хозяевами своей страны, за чистоту родной культуры и языка. Выступают против финансовой олигархии сионизма, красной марксистской угрозы, космополитизма, либерального тоталитаризма, псевдогуманизма - демократии, наркомании, против смешения народов, рас и культур» . Настоящие скинхеды не призывают к уничтожению других рас, они просто говорят, что у каждого свой дом, своя Родина, земля предков.

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов (поло Fred Perry, джинсы Levi´s и так далее), но кроме этого имеет и свои особенности. В основном, внешний вид скинхедов можно охарактеризовать, как «ботинки и подтяжки» - одни из основных элементов повседневного стиля скинхедов. Крепкие кулаки и накаченные бицепсы, составили основу субкультуры детей из бедных предместий, сыновей рабочего класса, неуклонно пополняющих армию безработных.

Первое скин-поколение слушало ska в пику хипповому регги, надевало свободные костюмные пиджаки и значки запрещенных партий.  Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

Готы

«Го́ты - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.).

Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх, египетский символ вечной жизни.). Также часто используются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.

К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, - множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием, что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире чем панковский (выбрит только по сторонам). Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль макияжа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны. Теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или раннего 19-го веков. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя красный, синий или пурпурный еще появляются. Характерными материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка.

Эмо

Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) - молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля.  Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid - молодой человек; ребенок) Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессии, столь характерной для хардкора, прямого предка эмо.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, бантики. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Характерная для эмо обувь - кеды типа конверс или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипы (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку.

Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс.

Парни и девушки словно на одно лицо. Иногда с первого взгляда и не поймешь, кто какого пола. И это при том, что одежды «унисекс» у эмо нет! Многое из одежды, Эмо заимствовали у своих предков - панков. Черную одежду и некоторое изящество эмо взяли у готов.

Зачастую происходит так, что две эти субкультуры смешиваются, образую новый, довольно странный, но местами привлекательный имидж.

На этих примерах неплохо видно, что субкультуры имеют тенденцию к преемственности, слиянию и заимствованию Особенно хорошо видна преемственность среди субкультур, предпочитающих похожие музыкальные направления, или пренадлежащие одним корням, как панки, готы и эмо.

 «Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Это не значит, что у современной молодежи нет вкуса, это всего лишь говорит о том, что многих людей в субкультуры ведет не желание найти собеседника или приверженность той же идеологии, а пристрастие к «имиджу», к внешнему виду, благодаря которому можно выделится.

Безусловно,  западным  представителям предлагают гораздо более широкий ассортимент одежды, обуви и аксессуаров,поэтому их образы красочнее и интереснее. Особенно отличаются разнообразием костюмы  представителей готической субкультуры, достаточно популярной как на Западе, так и в России.  Но отечественные готы могут только мечтать о возможностях своих западных друзей. В наших магазинах не так то просто найти что-нибудь по-настоящему «готическое». Приходиться шить на заказ, либо трансформировать под себя обычную одежду черного цвета.

«Не меньшие трудности с одеждой испытывают и наши би-бои, увлекающиеся современными танцевальными направлениями: брейк-дансом и хип-хопом. Они вынуждены подбирать для себя одежду в спортивных магазинах». Видимо вследствие этого наши улицы пестреют от  обилия непонятно одетых людей, по внешнему виду которых невозможно понять к какой субкультуре они принадлежат! И дело не только во внешнем виде. Принадлежать субкультурам стало «модно». И если раньше субкультуры были немногочисленны и люди, приходившие туда, реализовывались и самовыражались сполна, то теперь города переполнены однотипными подростками неопределенного пола в черном, черно-розовом, или вообще непонятно в чем. И ладно бы они следовали каким-то субкультурным идеалам, так зачастую они даже не знают, к какому направлению принадлежат! Вот они, фандомы, поклонники не самой субкультуры, а имиджа. Для таких людей создан особый термин. «Позеры». Это сленговый термин, характеризующий людей, которым, нравится выглядеть, одеваться и вести себя как кто-то, кем они не являются. Позерство - тяга прежде всего к внешнему виду.  Никто не в праве запретить человеку одеваться так, как он хочет, никто не в праве запретить человеку самореализовываться. Проблема позеров лишь в том, что порой в своем стремлении выразиться, они утрачивают вкус. И мы можем наблюдать полное смешение имиджевых особенностей абсолютно разных субкультур.

Какими бы не были позеры, наличие подобного явления напрямую свидетельствует  о том, что субкультуры, за время своего существования, создали таки свой неповторимый имидж, свою манеру одеваться, которая как нельзя лучше отражала их моральные устои и убеждения. Пусть многим из нас их убеждения не по нутру, но отрицать наличие стиля у каждой из субкультур нельзя.

Литература

1.

Борисова Елена Борисовна. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ : социологический анализ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 СПб., 2005 193 с.

2.

Гуревич П.С. Культурология  / П.С. Гуревич. - М.: Знание, 1999

3.

Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы воспитания /

С. Н. Иконников. - М., 2000

4.

Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Томск, 2002 199 c.

5.

http://revolution.allbest.ru/

6.

http://piorme.narod.ru/subkult.htm

7.

http://gothicology.goths.ru/

8.

http://www.styleway.ru/2007/08/22/moda_i_stil_khippi.html

9.

http://www.hippi.ru/

10.

http://neformalz.narod.ru/

11.

http://www.referatbank.ru/

12.

http://www.disserr.ru/

 

Просмотров работы: 138