Существующие перемены в социально-экономической жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности. Поэтому изучение особенностей развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков во всей сложной ее социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных влияний с учетом особенностей данного возраста.
Данная тема нашла свое отражение в нормативных документах. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (среднего) образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течении всей своей жизни;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством и т.д.
Развитие самосознания человека неразрывно связанно с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психологического развития, как относительно и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дельнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
Развитие позитивной Я-концепции у подростков требует соблюдения ряда условий:
В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта - образа-Я и Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты - опросчики, касающиеся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми.
С целью развития позитивной Я-концепции у подростков нами была создана программа психологической диагностики развития позитивной Я-концепции подростка. В которую вошли следующие методики:
1) Шкала самооценки личности (Дембо-Рубенштейн);
2) Тест-опросчик «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Насколько вы уверены в себе?» (Анна Прихожан);
4) Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;
5) Методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин);
6) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность».