РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Существующие перемены в социально-экономической жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности. Поэтому изучение особенностей развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков во всей сложной ее социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных влияний с учетом особенностей данного возраста.

Данная тема нашла свое отражение в нормативных документах. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (среднего) образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течении всей своей жизни;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством и т.д.

Развитие самосознания человека неразрывно связанно с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психологического развития, как относительно и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дельнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

До подросткового возраста  развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

Развитие позитивной Я-концепции у подростков требует соблюдения ряда условий:

  • 1) создание благоприятной атмосферы;
  • 2) включить в образовательный процесс: часы общения, групповые занятия, психолого-педагогическое сопровождение, необходимых для развития не только для сплочения коллективы, но и для формирования позитивной Я-концепции у подростка;
  • 3) на занятиях использовать такие методы для достижения поставленной цели как: игровой, упражнения на визуализацию образов, релаксация;
  • 4) выполнять такие приемы как: прием художественного творчества.
  • 5) возможность каждому подростку вносить свои предложения и пожелания.

В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта - образа-Я и Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты - опросчики, касающиеся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми.

С целью развития позитивной Я-концепции у подростков нами была создана программа психологической диагностики развития позитивной Я-концепции подростка. В которую вошли следующие методики:

1) Шкала самооценки личности (Дембо-Рубенштейн);

2) Тест-опросчик «Шкала самоуважения Розенберга»;

3) «Насколько вы уверены в себе?» (Анна Прихожан);

4) Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;

5) Методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин);

6) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность».

Просмотров работы: 46