РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИТАЛИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИТАЛИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Музыкальное искусство Италии, как искусство вообще, прошло свой исторический путь развития. Особо на этом пути выделилась эпоха Возрождения, принесшая миру множество новых музыкальных идей. Одна из них - поиск возможностей увековечить великое итальянское народное творчество, инструментировать народную песню. Другая - идея создать профессиональную музыкальную школу, способную открыть в музыке ставшие затем классические законы, персонализировать музыкальный труд, обновить существующие музыкальные жанры.

Эпоха итальянского музыкального Возрождения не перестает интересовать человечество в 21 веке. Она знаменует собой второе рождение античности, в которой было достаточно много творчества, этики и эстетики, искусства и человеколюбивой морали.

Особое место в эпоху Возрождения, наряду с поэзией и живописью, заняло то музыкальное искусство, которое и сегодня не потеряло своего великого как эстетического, так и социально-культурного смысла; определились ценности гармонии (порядка) и красоты (разнообразия ощущений) в музыке, ценности музыкального исполнителя как носителя либо общей, либо специфической музыкальной идеи.

Возрождение в музыке Италии носит очевидно элитарный характер. В нем создана атмосфера великих идей и великих произведений, воспевших имена итальянских знаменитостей, отразивших интерес высшего слоя общества, государственный интерес. Однако, это и эпоха появления группы лиц, способных защитить народную музыку с помощью переноса его образцов в профессиональное искусство, способных профессионально процитировать их, возвести в культ великое творческое начало итальянского народа. 

С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки, музыка зазвучала повсюду. С тех пор итальянцев называют одним из самых музыкальных народов мира. И до сих пор практический каждый итальянец либо самодеятельный артист в области музыкального (инструментального, песенного, песенно-танцевального) искусства, либо музыкальный профессионал.

В профессиональной области музыкального искусства эпоха Возрождения способствовала рождению двух наиболее сильных школ - римской и венецианской.

Из жанров профессиональной музыки к XIV в. в Италии выделился мадригал (от лат. matricale или «песня на родном языке»). Как своеобразное продолжение  народных итальянских (пастушеских) песен мадригалы писались на стихи итальянских народных и профессиональных поэтов. В них рассказывалось о любви; воспевались бытовые и мифологические сюжеты. Со временем сложились своеобразные мелодические символы, обозначавшие в мелодиях мадригалов нежные вздохи, слезы, философию жизни (мадригал Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный», 1611 г.).

Формирование римской полифонической школы в музыке эпохи Возрождения увековечило для мира имя Джованни Пьерлуиджи де Палестрина. Родился Джовани в итальянском городе Палестрина, по названию которого и получил свою фамилию. С детства Палестрина пел в церковном хоре, а по достижении зрелого возраста был приглашён на должность капельмейстера (руководитель хора) в соборе Святого Петра в Риме; позже служил и в Сикстинской капелле (придворная часовня Папы Римского). Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением. Созданные им произведения поражали современников как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность его музыки никогда не служила преградой для её восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощрённостью композиций и доступностью их для слушателя (профессионала и обывателя). Как отмечают исследователи, основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Каждый голос в нем должен был развиваться самостоятельно, но при этом образовывать единое целое с остальными. Так  голоса складывались в поразительные по красоте сочетание аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парила над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия; все голоса отличались плавностью и развитостью.  

Возрождение итальянской музыки связано также и с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт. Учениками Вилларта были органист и композитор Андреа Габриели, композитор Киприан де Pope и другие музыканты. Если для произведений Палестрины были характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль. Чтобы достичь объёмного звучания музыки, игры тембров, они использовали в композициях несколько хоров, размещённых в разных местах храма. Применение перекличек между хорами позволяло наполнить церковное пространство небывалыми эффектами. Такой подход отражал и гуманистические идеалы эпохи в целом - с её жизнерадостностью, свободой, и собственно венецианскую художественную традицию - с её стремлением ко всему яркому и необычному.

Яркой фигурой эпохи Возрождения в музыке Италии был Карло Джезуальдо ди Веноза, князь города Веноза - один из крупнейших мастеров светского мадригала. Как представитель позднего Возрождения, композитор разрабатывал новый тип мадригала, где на первом месте стояли чувства - бурные и непредсказуемые. Поэтому для его произведений характерны перепады силы звука, интонации, похожие на вздохи и даже рыдания, резкие по звучанию аккорды, контрастные смены темпа. Эти приёмы придавали музыке Джезуальдо выразительный, несколько причудливый характер, она поражала и одновременно привлекала современников. Наследие Джезуальдо ди Венозы составляют семь сборников многоголосных мадригалов; среди духовных сочинений - «Священные песнопения». Его музыка и сегодня не оставляет слушателя равнодушным.

В эпоху Возрождения произошло развитие жанров и форм инструментальной музыки. Инструментальная музыка отмечена появлением таких, например, жанров как  инструментальный концерт. Скрипка, клавесин, орган из ансамблевых постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась, прежде всего, виртуозность или умение справляться с техническими трудностями, которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Итак, итальянское Возрождение в музыке способствовало развитию музыкального искусства в целом и национального итальянского искусства, в частности. Оно воспело популярность народных песен, позволило перенести их в профессиональное искусство, процитировать их в нем. Одновременно оно способствовало развитию музыкального профессионализма, разнообразию профессиональных музыкальных  школ.

Имена великих итальянцев эпохи Возрождения - часть мировой музыкальной элиты - вошли в плеяду имен, осознавших ценность идеи музыкального воплощения разнообразия человеческих чувств, ценность связи между народной и композиторской, между вокальной и инструментальной музыкой.

Профессиональное итальянское Возрождение в музыке воспело идеологию гуманизма, независимости, признания индивидуальности и преобразования. Этим оно увековечило идею развития музыкальных идей, тиражирования открытий, признания своеобразных музыкальных взглядов ценностью.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Брис К. История Италии / К. Брис. - М.: АСТ, 2008. - 640 с.
  2. Бурбон Ф., Агина П. Италия / Ф. Бурбон, П. Агина. - М.: АСТ, 2005. - 127 с.
  3. Джепсон Т. Италия / Т. Джепсон. - М.: АСТ, 2005. - 400 с.
Просмотров работы: 813