Культовый материал кочевых народов - войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
В своих исследованиях мы определили проблему рассмотрения перехода войлочного ремесла из сугубо функционального, утилитарного явления в декоративно-прикладное искусство.
Ремесло войлоковаляние на протяжении многих веков было жизнеопределяющим для многих кочевых народов, вид прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития.
Кошмоделие или войлоковаляние - древнейшее занятие скотоводов Центральной Азии и евразийской степи на рубеже 19-20 веков сохраняло практическое значение там, где в культурный ареал входили киргизы, казахи, каракалпаки, калмыки, а так же и южные и восточные башкиры. Войлоком покрывали юрты, застилали пол и возвышенные спальные места в кочевых и стационарных жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. Существовали различные способы украшения войлочных изделий. Исследователи прикладного искусства башкир, выделив в традиционном орнаменте шесть разновременных пластов (комплексов), определили, что два из них, наиболее ранние, связаны с формированием культуры тюркоязычных племен в пределах Центральных-Азиатского и Южно-Сибирских регионов. Именно они лежат в основе орнаментации башкирских войлоков. Особенно нарядными были вещи праздничного и обрядового (свадебного) назначения.
Киргизский народ наряду с производством одноцветных войлоков и ковров ала кийиз, украшенных валяными рисунками в форме бараньих рогов и когтей птиц, сохраняет автохтонную традицию изготовления шырдаков - уникальных по своей красоте и чёткости рисунка ковров. Изначально шырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт сочетания контрастного сырья натуральных цветов, либо введением шерсти, окрашенной натуральными красителями. С 1060-х годов их стали делать многоцветными, используя яркие оттенки. Современные мастера всё чаще возвращаются к спокойной гамме натуральных красителей. При производстве шырдаков в двух или более наложенных друг на друга пластах войлока одновременно прорезается рисунок, затем путём их взаимозамещения собирается инкрустированное полотно. После этого ковёр вышивается с задней стороны для придания должной прочности и толщины. На изготовление ширдака уходит от 15 дней до полутора месяцев. Та же техника может применяться и для изготовления прочих изделий: курток, сумок, подстилок.
Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.
Сегодня этот продукт интересен для мастеров, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Одни делают обувь - валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби хендмейд. Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения из войлока.
Уральские наши земли, Казахстан и Башкирия- родина мастеров войлока. Войлочные изделия здесь привычны и необходимы. Сохранение самобытных национальных традиций и культуры - внутренняя потребность каждого народа. Возрождают и поддерживают старинные традиции изготовления войлочных изделий в городах Южного Урала не только мастера, но и педагоги дополнительного образования детей. Изделия из войлока напоминают детям о художественной культуре нашего края, связанной с мировой художественной культурой и историей.
Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволяют знакомить детей со множеством вариантов создания творческих работ, искать «свой» материал и совершенствоваться в нем или быть успешным в самых разных материалах и техниках.
Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям.
На основе изученного материала нами был разработан и апробирован блок занятий «Войлоковаляние». Определены задачи:
Темы: «История развития промысла войлоковаляния», «Сухое валяние», где на занятии учащиеся изготавливают снегиря, снеговика, зайца, яблоки и т.д. «Валяние с помощью мыла» одноцветного или многоцветного полотна с последующим вырезанием из него листочков для яблока, травками для грибов, и т.д. «Панно из войлока». Творческая работа.
Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его в работе с детьми, как материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.
Детские работы
Коллективные работы детей
Коллективные работы детей
Существует ли необходимость в разработке этой темы? Ведь нет ни одного серьёзного научного труда посвящённого войлоку. Нет и учебников, рассматривающих войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства. Войлоковаляние обычно рассматривалось как историческая составляющая народов, в виде небольших статей или глав, включаемых в обзорные издания по ДПИ и народному творчеству. Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние войлоковаляния. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности исследования. Недопустимо оставлять без должного внимания ремесло, жизнеопределяющее для многих народов, вид декоративно-прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития.
Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить историю войлоковаляния, познакомить с традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.
В своем исследовании мы пользовались такими методами, как анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования, обобщение и систематизация материала, анализ практической деятельности профессиональных художников и любителей валяния. Также был применён эмпирический метод, позволивший подробно ознакомиться с исследуемой темой и подтвердить выводы о широких художественных возможностях войлока.
Как правило, региональные традиции имеют тесную взаимосвязь с древнейшими.
Бурятские мастера изготавливают одноцветные войлоки, в том числе богато простёганные сухожильными нитями и отделанные аппликациями. Образцы подобных изделий можно наблюдать на протяжении всей истории бурятского народа, как, впрочем, и у родственных племён и народов. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки - вот далеко не полный перечень изделий из войлока. Вырабатывается двух видов, в зависимости от качества сырья. Шерсть весенней стрижки даёт грубое полотно, осенней - тонкое, мягкое. Наиболее ценится белый войлок, т.к. этот цвет имеет особую сакральную значимость.
На Северном Кавказе и в Дагестане существует традиция изготовления войлочных сапог. Ярким примером служат лакские сапожки с прострочкой и аппликацией с золотным шитьём.
Киргизский народ наряду с производством одноцветных войлоков и ковров ала кийиз, украшенных вваляными рисунками в форме бараньих рогов и когтей птиц, сохраняет автохтонную традицию изготовления шырдаков - уникальных по своей красоте и чёткости рисунка ковров. Изначально шырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт сочетания контрастного сырья натуральных цветов, либо введением шерсти, окрашенной натуральными красителями. С 1060-х годов их стали делать многоцветными, используя яркие оттенки. Современные мастера всё чаще возвращаются к спокойной гамме натуральных красителей. При производстве шырдаков в двух или более наложенных друг на друга пластах войлока одновременно прорезается рисунок, затем путём их взаимозамещения собирается инкрустированное полотно. После этого ковёр вышивается с задней стороны для придания должной прочности и толщины. На изготовление ширдака уходит от 15 дней до полутора месяцев. Та же техника может применяться и для изготовления прочих изделий: курток, сумок, подстилок.
Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока. Сегодня этот продукт интересен для мастеров, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Одни делают обувь - валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби хендмейд. Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения из войлока.
Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.
Фото с сайта www.clubs.ya.ru
26.04.2011 16:03:22
Автор: Олеся Серегина (olesyas)
Известный башкирский художник, один из основоположников перформанса как вида художественного творчества в Уфе Наиль Байбурин сегодня активно продвигает в жизнь еще один проект. Войлок - исконный башкирский материал, который в нашей республике производится с незапамятных времен, - он планирует сделать брендом Башкортостана.
Наиль Байбурин рассказывает:
- Недавно я открывал в Москве выставку. На вернисаже подошел ко мне депутат Госдумы и говорит: "Мне поручено керлинг развивать, не могли бы вы помочь в Башкирии команду собрать, а я вам все условия для занятий этим видом спорта создам". Керлинг - игру, которая в XVI веке в Шотландии родилась, сюда хотят привнести. Я не считаю, что это нормальное явление. Уверен, что привносить иностранное нужно, когда получили развитие национальные достояния. Почему я обратил внимание именно на войлок, хотя и у других народов он тоже есть? Но в той же Киргизии, Казахстане сильно развито тиснение по коже, ювелирные украшения из серебра - это лицо Татарстана. Что же касается войлока, то он и по сей день делается в ряде районов Башкирии, например, в Абзелиловском, и распространен в быту. Материал теплый, водоотталкивающий, за счет того, что в нем сохраняются частички животного жира. Войлок и сегодня актуален у сельских жителей, для которых производство войлока - это своего рода праздник, ритуал. Это до сих пор осталось на Южном Урале.
Войлок - плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, - это шерсть, причем лучше всего овечья. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Наиль Байбурин отмечает, что его интерес к войлоку родом из детства.
- В деревню к бабушке я приезжал. Что есть вспомнить интересного, что след оставило от пребывания? В доме у нее стоял ящик, внутри которого зерно хранилось. На нем всегда толстый слой войлока лежал, и я на этом войлоке спал. И перины у бабушки были, но именно войлок мне запомнился как настоящая сущность. Войлок не только физически, но и духовно теплый материал, потому что за ним века.
Свою идею представления войлока как национального башкирского бренда Наиль Байбурин начал с организации выставки. В тандеме с деканом художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Талгатом Масалимовым в одном из торгово-развлекательных комплексов столицы на днях они открыли эковыставку "Животворящий войлок". Здесь представлены работы студентов и выпускников худграфа БГПУ. Талгат Масалимов, будучи человеком, заинтересованным в развитии войлока, стал инициатором учебных симпозиумов. Когда наступает пора стрижки овец, студенты худграфа едут в Абзелиловский район, где изучают технику валяния, перенимают опыт башкирских мастеров.
- Когда в пространстве торгового комплекса возник этот войлок, у покупателей первый возглас был: "А это что? Какое чудо! Напоминает экодизайн - я в журнале такое видела", - продолжает Наиль Байбурин. - Народу этот продукт интересен, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Мои друзья владеют багетной мастерской - тонны египетского папируса в день оформляют в качестве сувенирной продукции. Неужели у нас нет ничего своего, уникального? Зачастую башкирская сувенирная продукция официальная, сделана из материалов не присущих нашей местности. По большому счету, я не видел еще оригинальный сувенир - все перепевы. Какие-то магниты с видами башкирской столицы, значки, расписанные в национальном колорите матрешки и прочее. Не замечал, чтобы иностранцы приобретали их с особой охотой. Все потому, что у этих сувениров нет загадки и энергетики. Но эти качества есть у войлока, который несет позитивное тепло.
В Башкирии много мастеров, которые занимаются войлоковалянием.Одни делают обувь - валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби хендмейд. Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения из войлока.
- Я планирую развивать этот бренд в разных формах. Некоторых смущает, что войлок, будучи натуральным материалом, подвержен порчи моли, но его прежде можно обработать химическими составами, а затем взять под стекло. Войлок, оформленный таким образом, по моим представлениям, является своего рода верительной грамотой, развернутым свитком с посланием.
В качестве одного из применений войлока художник предлагает делать из этого материала абажуры для светильников. Сначала тонкий войлок пропитывается специальным составом. После высыхания материал становится жестким, но не теряет своей податливости, и тогда из него можно мастерить абажуры различной конфигурации. Когда лампа будет включена, то свет проявит узоры, которые образуют волокна. И этот эффект, по мнению Наиля Байбурина, будет новым словом в инсталляции.
- Я уверен, что на российском, а в дальнейшем и международном рынке наряду с такими продуктами, как башкирский мед, кумыс, нефть, обязательно должен появиться еще один бренд республики - башкирский
...Возможно, у кого-то сохранилось в памяти такое зрелище: бабушка прядет шерсть, веретено тихо жужжит и стремительно мелькает в ловких пальцах. В вязаную шаль или носочки передается не только тепло овечьей шерсти, но и тепло и умиротворение бабушкиных рук. А теперь представьте, что древними ремеслами с удовольствием занимаются молодые девушки. Внимание к традициям не считается архаизмом.
Думаю, не только потому что это древний и натуральный материал. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов.
ВОЙЛОК, кошма (кейез), традиц. материал в бытовом укладе башкир. Технология изготовления В., обл. его применения и декор. традиции в оформлении восходят к иск-ву древних тюрков. Изготовляли В. из овечьей шерсти. "Кроме ручного способа, башкиры раньше валяли В. и при помощи лошади". Одна из осн. функций В. - покрытие каркаса юрты (тирмэ) и устройство внутр. убранства жилища (В. застилали пол и нары, завешивали стены). Предпочтение отдавалось белому В. "Белая юрта" (аk тирмэ) - распространенный образ в баш. фольклоре, являющийся символом света, добра, нравств. чистоты. С ней в народе связаны представления о дом. уюте и благополучии.
Изготовление из В. муж. головных уборов (кейез баш кейеме), муж., жен., дет. обуви (сарыk), жен. чепраков под седло (сергетыш, серге), мячей для игр (кейез туп) было распространено вплоть до сер. 20 в. Войлочные ковры (кошмы) были необходимой принадлежностью нар. обрядов, праздников, входили в состав приданого баш. невесты. Гладкая кошма - белая, черная или пестрая (ала кейез) из смешанной шерсти - красива и без орнаментальной обработки. Мягкость, пластичность, небольшой ворс, особая фактура - одновр. выступают и как декоративные. Декоративность В. подчеркивалась и окружением предметами из кожи, дерева, металла, узорными домоткаными и вышитыми изделиями, составлявшими традиц. убранство баш. жилища. Худ. оформление В. у башкир, по сравн. с киргизскими и казахскими, более простое по технике орнаментации и лаконичности рисунка. Осн. худ. приемы оформления: вваливание узора (наиб. древний и простой), аппликация и вышивка. При вваливании узор выкладывали только с одной стороны. Свернутые цветные валики шерсти раскладывали в определенном порядке по поверхности слегка скатанной основы, затем валяли до тех пор, пока между ними не происходило прочного соединения и кошма не приобретала нужную плотность. Полученный узор отличался мягкостью, благородной размытостью, нежностью орнамента. В отдаленных селениях на Ю.-В. респ. и в наст. время изготавливают подобные кошмы, но вместо узора в центре выкладывают кр. цифрами или буквами дату изготовления или имя хозяйки. Иногда изображают символы мусульманства - полумесяц со звездой. Осн. орнаментальные мотивы узоров аппликаций и вышивок: ромбы, треугольники, квадраты, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, S-образные фигуры и др. (см. Орнамент).
Валенки - быйма, украшенные вышивкой шерст. нитками. Белокатайский р-н, д. Кирекеево. Н.Тухватуллина. 1973.
С кон. 19 в. на Благовещенских з-дах Уфим. губ. стали применять технологию изготовления т.наз. "кукморских валенок": в войлочную массу вкатывалась вышивка, выполненная шерстяными нитками, косым стежком, тамбурным швом (см. Декоративно-прикладное искусство).
Лит.: Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979; Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993; Сыромятников В.С. Башкирское народное искусство //Искусство. М., 1937, №1.