РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ. По второму этапу исследования - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ. По второму этапу исследования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В каждом социологическом исследовании, к которым относится и наша научная работа, может быть выделено несколько практических этапов:
  • гипотетический, включающий в себя предположение о наличии решаемой проблемы и выработки предполагаемых направлений и форм исследовательской деятельности. Результатом этого этапа является выработка программы дальнейших исследований;
  • пилотажный, исследовательскими методами подтверждающий наличие проблемы и условно определяющий ее «географию». Результатом этого этапа является отслеживание разовых показателей;
  • полевой, определяющий тенденции развития проблемы. Результатом является информация о динамике исследуемого процесса;
  • панельный, определяющий устойчивость динамических процессов исследуемой проблемы. Результатом этого этапа может быть вывод об общей нестабильности либо стабильной динамике (прогрессивной или регрессивной) исследуемого процесса и выявление верхних и нижних пиковых точек. На основании системы панельных исследований возможна выработка рекомендаций по управлению процессом.

Целью данного этапа нашей работы было проведение полевого исследования по изучению, восприятия студентами ФИИД образовательного процесса, фактически призванного давать фундамент для перспективной социализации в художественно-творческой среде.

 Исследования проводились по пяти направлениям (причина прихода в вуз, восприятие вуза как образовательного учреждения, восприятие социализирующей роли отдельных учебных предметов восприятие уровня образовательного процесса как творческой формирующей среды) с использованием методик пилотажного исследования.

Для выявления тенденций мы сравнили характеристики восприятия проблемы в одних и тех же группах с временной разницей в год.

В результате было получено следующее:

  1. Показатель поступления в данное высшее учебное заведение на основании собственной инициативы у студентов снизился при относительной стабильности на старших курсах.
  2. Значительно повысился процент студентов, отметивших наличие негативной тенденции в восприятии учреждения. Зависимость от времени обучения сохраняется.
  3. Значительно изменился рейтинг предметов, по мнению студентов, обеспечивающих формирование их профессиональных умений на уровне достаточном для перспективной самостоятельной творческой деятельности.
  4. Информация о восприятии студентами (как заказчиками на образовательные услуги) позволяет сделать вывод о приемлемости педагогических приемов и методик, применяемых отдельными преподавателями.
  5. Следует отметить стабильно высокий рейтинг предметов творческой ориентации и общее снижение рейтинга дисциплин общеинформационной и производственной ориентации.

На данном этапе мы получили информацию о реальных тенденциях отношения студентов художественно-прикладного отделения к исследуемым процессам. Следующий этап позволит сделать вывод о динамике восприятия студентами образовательного процесса как фактора, способствующего их социализации в художественно-творческой среде.

В марте-апреле 2010 года среди студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета было проведено целевое социологическое исследование в направлении изучения социальной ориентации студентов ФИИД в художественно-творческой деятельности, где основной целью было изучение, насколько образовательный процесс вуза влияет на социализацию личности в художественно-творческой среде. Под социализацией, исходя из специфики вуза, мы принимали сформированность у человека качеств, позволяющих продуктивно жить трудиться в коллективе, социальные установки которого могут быть подведены под термин «художественно-творческая среда».

В своей работе мы применили метод классической прикладной социологии, включающий в себя:

  • подбор анкетного материала;
  • адаптацию анкетного материала под исследуемый контингент;
  • тиражирование анкетного материала;
  • выемка информации в форме бланкового анкетирования;
  • статистическая обработка анкетного материала;
  • аналитическая работа со статистическими материалами;
  • составление текстового отчета.

В исследовании 2011 года мы, в соответствии с требованиями прикладной социологии, провели повторное исследование, полностью сохранив методику исследования прошлого (2010) года. В качестве анкетного материала мы использовали адаптированный вариант анкет, разработанный В.И. Андреевым, анкеты целевой направленности, разработанные социологической лабораторией Городского методического центра Управления образования города Магнитогорска, методику Рокича и Ясвина, анкету, разработанную на основании целевого сбора информации (социальный портрет художника-проектировщика текстиля в представлении студента первого курса). Адаптацию проводили только в текстовой части. Статистическую обработку проводили арифметическим методом с выведением рейтингового показателя. При аналитической работе были использованы материалы аналогичного исследования, проведенного в 2005 году студенткой Литягиной Д. А. и материалы диссертации и монографии Базылева О. С.

 

Работа велась в следующих направлениях:

  1. Выявление отношения к образовательному учреждению.
  2. Разработка социального портрета художника-проектировщика текстильных изделий с позиции студента кафедры дизайна костюма и художественного текстиля;
  3. Выявление социальной ориентации студентов;
  4. Выявление ценностной ориентации студентов;
  5. Выявление восприятия образовательного процесса;
  6. Определение рейтинга преподаваемых предметов;
  7. Определение рейтинга преподавателей, как носителей образовательной информации;
  8. Определение рейтинга сформированности у преподавателей профессиональных и личностных качеств, способствующих профессиональному становлению студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистические результаты исследования коллектива студентов, проведенного по стандартам прикладной социологии способом бланкового анкетирования, дали объективный материал для аналитической работы.

Результаты исследования второго уровня не позволяют нам делать выводы о тенденциях, т.к. для этого необходимы, как минимум три информационных среза. Данные исследования можно воспринимать как показатель динамики, что вполне соответствует профессиональной этике прикладной социологии.

2.1. Выводы по исследованию отношения к образовательному учреждению.

Позитивная динамика восприятия выбранной специализации, факультета и вуза позволяет сделать вывод о социализации студентов в студенческой среде. Изменение в локальных показателях в лучшую (худшую) сторону - незначительны и заключения о динамике не дают.

 

2.2. Выводы по исследованию социального портрета художника-проектировщика художественного текстиля с позиции студента.

В качестве позитива следует отметить переход на доминирующую позицию таких качеств как:

  • стремление к новому,
  • умение получать знания,
  • умение преодолевать творческие неудачи и непонимание,
  • обладание профессиональными умениями и навыками.

К сожалению, снизился престиж таких качеств как:

  • знание основных законов композиции,
  • пространственное мышление,
  • нестандартность мышления,

На уровне наименее значимых качеств стабильно остаются:

  • общая эрудиция,
  • начитанность,
  • знание иностранных языков,
  • организаторские умения.

Нелогичен переход в данную категорию такого качества как умение прогнозировать.

2.3. Выводы по исследованию социальной ориентации студентов в художественно-образовательной деятельности

В целом, исследованные студенты показывают достаточно низкий уровень социальной ориентации. Верхний и нижний пик разделяют только четыре процентные единицы. Незначительный прогресс гностического и социального аспектов и незначительный регресс поведенческого и социального аспектов не дают возможности однозначного прогноза о динамике процессов.

2.4. Выводы по исследованию ценностной ориентации студентов

Исследования ценностной ориентации студентов по выявлению уровня сформированности стремления личности к достижению основных жизненных целей и ценностей (разработка ЮНЕСКО), показали возросшую (и характерную для данного возраста) эгоистичность респондентов. Максимально прогрессирующими показателями становятся аспекты, связанные с личной жизнью индивида, такие как:

  • духовная и физическая близость с любимым человеком,
  • счастливая семейная жизнь,
  • чуткость и заботливость.

И, вместе с тем, регрессируют:

  • общественное признание, уважение окружающих,
  • счастье и благосостояние других людей.

Отрадно, что в прогрессирующей динамике отмечены качества, способствующие профессиональному росту, такие как:

  • переживание прекрасного в природе и искусстве,
  • активная, деятельная жизнь.

Значимость личностных ценностей находится на уровне 70 %, в то время как общественных - 11 %, при весьма незначительной динамике.

2.5.  Выводы по исследованию социализирующей роли отдельных учебных дисциплин

Исследования данной направленности выявили динамику восприятия студентами социализирующей роли отдельных предметов (дисциплин).

Данное исследование показало прогрессивный рост такого предмета творческой ориентации как проектирование, обслуживающих предметов - начертательная геометрия и проектирование и макетирование, общеобразовательного предмета - иностранный язык и физвоспитание.

2.6.  Выводы по исследованию социализирующей роли отдельных преподавателей

Данное исследование выявило роль преподавателя как личности, деятельность которой направлена на социализацию студентов посредством трансляции профессиональной информации.

В результате отследилось, что студенты пока еще не могут обособить преподаваемый предмет от личности преподавателя.

Весьма тревожным фактором выступает значительное падение рейтинга таких предметов как:

  • основы художественного производства (преподаватель Трахтенгерц Н.А.),
  • рисунок (преподаватель Дмитриева В.И.).

2.7.  Выводы по исследованию динамики рейтинга преподавателей

Результаты исследования по данному направлению могут быть восприняты как обобщающие, демонстрирующие совокупность социализирующей роли предмета (дисциплины) и преподавателя как носителя образовательной информации.

Следует заметить значительную позитивную динамику преподавателя Колмаковой Е.В. (иностранный язык), среднюю - Гончаровой Т.В. (композиция и теория цвета) и Каган-Розенцвейг (история текстиля и компьютерная графика), умеренную - Базылева О.С. (художественное проектирование в художественном текстиле).

Значительный регресс рейтинга Дмитриевой В.И. (рисунок) и Трахтенгерц Н. А. (основы художественного производства), умеренный у Гагарина Б. Г. (живопись).

Возможно, это связано с естественной переоценкой ценностей, с выделением предметов творческой направленности как доминирующих, относительно обслуживающих и, безусловно, связано с восприятием личностных качеств преподавателя.

2.8.  Выводы по исследованию социализирующей роли профессионально-личностных качеств преподавателей

Результаты данного исследования позволили нам выделить те профессиональные и личностные качества преподавателей, которые, по мнению студентов, способствуют их социализации в художественно-творческой среде

Представленные ниже качества ранжированы нами по степени их значимости у исследованного контингента:

  • авторитетность;
  • умение справедливо оценивать работу студента;
  • умение учитывать индивидуальные особенности студента;
  • восприятие преподавателя как эталона;
  • личное доверие;
  • отношения, построенные в результате неофициального общения;
  • умение слушать студента;
  • нестандартность работы и мышления.

Кроме того выделены качества преподавателей, препятствующие социализации студента:

  • незнание психологии студента;
  • необоснованная требовательность;
  • непроявленность плановой работы по формированию профессиональных качеств студента;
  • невысокие или не проявленные личностные качества;
  • неумение или нежелание дать своевременный и разумный совет;
  • отсутствие личной симпатии;
  • неумение точно предсказать результаты деятельности студентов.

2.9. Выводы по исследованию социального заказа студентов на образовательные услуги

Целевые исследования позволили сформировать своеобразный социальный заказ студентов как основных заказчиков на образовательные услуги, по коррекции отдельных аспектов образовательного процесса по ряду предметов (дисциплин).

  • изменить содержательную часть предмета иностранный (английский) язык;
  • изменить отношение педагогов предметов «организация художественного производства» (Трахтенгерц Н. А.) и «рисунок» (Дмитриева В. И.) к своим профессиональным обязанностям;
  • изменить форму (методику) преподавания предметов «организация художественного производства» (Трахтенгерц Н. А.), рисунок (Дмитриева В. И.) и история искусств (Павлова Е. В.);
  • изыскать возможность увеличения объема курса «история искусств»;
  • организовывать досуг студентов в форме работы кружков по интересам; целевых обучающих курсов специальностям; экскурсий; спортивных секций;

Безусловно, полученные данные являются предположительно объективными, и, как всякая вторичная выемка информации, позволяет сделать заключение о динамике процесса. К сожалению, отсутствие первого курса не позволило сделать сравнительную характеристику, но мы хотим продолжить работу в данном направлении. На следующий год мы планируем охватить подобным исследованием первый и третий курсы, далее, каждый год будем расширять фронт исследований, сравнивая полученные результаты с выемкой информации прошлых лет. И к завершению обучения будет накоплен материал, позволяющий сделать объективный вывод о тенденциях образовательно-социализирующего процесса, о динамике процессов в студенческой среде.

Считаем, что подобная работа представляет безусловную ценность как для студентов, так как позволяет им, как основным заказчикам на образовательные услуги вуза, участвовать в управлении образовательным процессом, объективно оценивая его, так и административному и профессорско-преподавательскому коллективу, так как это предоставляет возможность объективно корректировать образовательный процесс в соответствии с реальным социальным заказом.

Литература

1.

Базылев О. С. Условия, обеспечивающие валидность информации, получаемой путем бланкового анкетирования: метод. пособие /       О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 18 с.

2.

Базылев О. С. Срезовая педагогическая диагностика образовательного процесса: метод. пособие / О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 34 с.

3.

Ядов В. А Социологическое исследование: (методология, программа, методы) / В. А. Ядов. - М.: Наука, 1972. - 266 с.

4.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

 

 

Просмотров работы: 1