Целью данного этапа нашей работы было проведение полевого исследования по изучению, восприятия студентами ФИИД образовательного процесса, фактически призванного давать фундамент для перспективной социализации в художественно-творческой среде.
Исследования проводились по пяти направлениям (причина прихода в вуз, восприятие вуза как образовательного учреждения, восприятие социализирующей роли отдельных учебных предметов восприятие уровня образовательного процесса как творческой формирующей среды) с использованием методик пилотажного исследования.
Для выявления тенденций мы сравнили характеристики восприятия проблемы в одних и тех же группах с временной разницей в год.
В результате было получено следующее:
На данном этапе мы получили информацию о реальных тенденциях отношения студентов художественно-прикладного отделения к исследуемым процессам. Следующий этап позволит сделать вывод о динамике восприятия студентами образовательного процесса как фактора, способствующего их социализации в художественно-творческой среде.
В марте-апреле 2010 года среди студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета было проведено целевое социологическое исследование в направлении изучения социальной ориентации студентов ФИИД в художественно-творческой деятельности, где основной целью было изучение, насколько образовательный процесс вуза влияет на социализацию личности в художественно-творческой среде. Под социализацией, исходя из специфики вуза, мы принимали сформированность у человека качеств, позволяющих продуктивно жить трудиться в коллективе, социальные установки которого могут быть подведены под термин «художественно-творческая среда».
В своей работе мы применили метод классической прикладной социологии, включающий в себя:
В исследовании 2011 года мы, в соответствии с требованиями прикладной социологии, провели повторное исследование, полностью сохранив методику исследования прошлого (2010) года. В качестве анкетного материала мы использовали адаптированный вариант анкет, разработанный В.И. Андреевым, анкеты целевой направленности, разработанные социологической лабораторией Городского методического центра Управления образования города Магнитогорска, методику Рокича и Ясвина, анкету, разработанную на основании целевого сбора информации (социальный портрет художника-проектировщика текстиля в представлении студента первого курса). Адаптацию проводили только в текстовой части. Статистическую обработку проводили арифметическим методом с выведением рейтингового показателя. При аналитической работе были использованы материалы аналогичного исследования, проведенного в 2005 году студенткой Литягиной Д. А. и материалы диссертации и монографии Базылева О. С.
Работа велась в следующих направлениях:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статистические результаты исследования коллектива студентов, проведенного по стандартам прикладной социологии способом бланкового анкетирования, дали объективный материал для аналитической работы.
Результаты исследования второго уровня не позволяют нам делать выводы о тенденциях, т.к. для этого необходимы, как минимум три информационных среза. Данные исследования можно воспринимать как показатель динамики, что вполне соответствует профессиональной этике прикладной социологии.
2.1. Выводы по исследованию отношения к образовательному учреждению.
Позитивная динамика восприятия выбранной специализации, факультета и вуза позволяет сделать вывод о социализации студентов в студенческой среде. Изменение в локальных показателях в лучшую (худшую) сторону - незначительны и заключения о динамике не дают.
2.2. Выводы по исследованию социального портрета художника-проектировщика художественного текстиля с позиции студента.
В качестве позитива следует отметить переход на доминирующую позицию таких качеств как:
К сожалению, снизился престиж таких качеств как:
На уровне наименее значимых качеств стабильно остаются:
Нелогичен переход в данную категорию такого качества как умение прогнозировать.
2.3. Выводы по исследованию социальной ориентации студентов в художественно-образовательной деятельности
В целом, исследованные студенты показывают достаточно низкий уровень социальной ориентации. Верхний и нижний пик разделяют только четыре процентные единицы. Незначительный прогресс гностического и социального аспектов и незначительный регресс поведенческого и социального аспектов не дают возможности однозначного прогноза о динамике процессов.
2.4. Выводы по исследованию ценностной ориентации студентов
Исследования ценностной ориентации студентов по выявлению уровня сформированности стремления личности к достижению основных жизненных целей и ценностей (разработка ЮНЕСКО), показали возросшую (и характерную для данного возраста) эгоистичность респондентов. Максимально прогрессирующими показателями становятся аспекты, связанные с личной жизнью индивида, такие как:
И, вместе с тем, регрессируют:
Отрадно, что в прогрессирующей динамике отмечены качества, способствующие профессиональному росту, такие как:
Значимость личностных ценностей находится на уровне 70 %, в то время как общественных - 11 %, при весьма незначительной динамике.
2.5. Выводы по исследованию социализирующей роли отдельных учебных дисциплин
Исследования данной направленности выявили динамику восприятия студентами социализирующей роли отдельных предметов (дисциплин).
Данное исследование показало прогрессивный рост такого предмета творческой ориентации как проектирование, обслуживающих предметов - начертательная геометрия и проектирование и макетирование, общеобразовательного предмета - иностранный язык и физвоспитание.
2.6. Выводы по исследованию социализирующей роли отдельных преподавателей
Данное исследование выявило роль преподавателя как личности, деятельность которой направлена на социализацию студентов посредством трансляции профессиональной информации.
В результате отследилось, что студенты пока еще не могут обособить преподаваемый предмет от личности преподавателя.
Весьма тревожным фактором выступает значительное падение рейтинга таких предметов как:
2.7. Выводы по исследованию динамики рейтинга преподавателей
Результаты исследования по данному направлению могут быть восприняты как обобщающие, демонстрирующие совокупность социализирующей роли предмета (дисциплины) и преподавателя как носителя образовательной информации.
Следует заметить значительную позитивную динамику преподавателя Колмаковой Е.В. (иностранный язык), среднюю - Гончаровой Т.В. (композиция и теория цвета) и Каган-Розенцвейг (история текстиля и компьютерная графика), умеренную - Базылева О.С. (художественное проектирование в художественном текстиле).
Значительный регресс рейтинга Дмитриевой В.И. (рисунок) и Трахтенгерц Н. А. (основы художественного производства), умеренный у Гагарина Б. Г. (живопись).
Возможно, это связано с естественной переоценкой ценностей, с выделением предметов творческой направленности как доминирующих, относительно обслуживающих и, безусловно, связано с восприятием личностных качеств преподавателя.
2.8. Выводы по исследованию социализирующей роли профессионально-личностных качеств преподавателей
Результаты данного исследования позволили нам выделить те профессиональные и личностные качества преподавателей, которые, по мнению студентов, способствуют их социализации в художественно-творческой среде
Представленные ниже качества ранжированы нами по степени их значимости у исследованного контингента:
Кроме того выделены качества преподавателей, препятствующие социализации студента:
2.9. Выводы по исследованию социального заказа студентов на образовательные услуги
Целевые исследования позволили сформировать своеобразный социальный заказ студентов как основных заказчиков на образовательные услуги, по коррекции отдельных аспектов образовательного процесса по ряду предметов (дисциплин).
Безусловно, полученные данные являются предположительно объективными, и, как всякая вторичная выемка информации, позволяет сделать заключение о динамике процесса. К сожалению, отсутствие первого курса не позволило сделать сравнительную характеристику, но мы хотим продолжить работу в данном направлении. На следующий год мы планируем охватить подобным исследованием первый и третий курсы, далее, каждый год будем расширять фронт исследований, сравнивая полученные результаты с выемкой информации прошлых лет. И к завершению обучения будет накоплен материал, позволяющий сделать объективный вывод о тенденциях образовательно-социализирующего процесса, о динамике процессов в студенческой среде.
Считаем, что подобная работа представляет безусловную ценность как для студентов, так как позволяет им, как основным заказчикам на образовательные услуги вуза, участвовать в управлении образовательным процессом, объективно оценивая его, так и административному и профессорско-преподавательскому коллективу, так как это предоставляет возможность объективно корректировать образовательный процесс в соответствии с реальным социальным заказом.
Литература
1. |
Базылев О. С. Условия, обеспечивающие валидность информации, получаемой путем бланкового анкетирования: метод. пособие / О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 18 с. |
2. |
Базылев О. С. Срезовая педагогическая диагностика образовательного процесса: метод. пособие / О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 34 с. |
3. |
Ядов В. А Социологическое исследование: (методология, программа, методы) / В. А. Ядов. - М.: Наука, 1972. - 266 с. |
4. |
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с. |