ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определение своего места в мире взрослых людей, обретение собственной профессиональной идентификации, построение долгосрочной жизненной и профессиональной перспективы всегда являлось максимально важной задачей для подростков, входящих во взрослую жизнь. Решение задач, стоящих перед молодыми людьми требует комплексной диагностической, развивающей, коррекционной помощи со стороны школьных психологов, педагогов, социальных работников, медиков, причем начинаться такая работа должна уже в средней школе.

Своевременное и адекватное определение у молодого человека призвания к будущей профессии является чрезвычайно важной и актуальной научно - практической проблемой, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Любое общество заинтересовано в том, чтобы процесс самоопределения проходил у каждого его члена достаточно рано, желательно в ранней юности. От этого зависит удовлетворенность трудом и продуктивность в работе человека. Однако исследования показывают, что в реальной действительности выбор будущей профессии происходит лишь у половины старшеклассников и часто осуществляется на основе стихийных факторов. Более того, даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована, так как формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

Большое значение в формировании профессионального самоопределения имеет интерес к той или иной деятельности, склонность заниматься ею. Формирование устойчивых интересов в значительной степени совпадает со становлением и развитием личности. Наиболее значимым периодом, с этой точки зрения, являются старший школьный возраст. Именно в данный период часто формируются интересы на всю жизнь, что требует особого внимания к вопросам управления формированием интересов.

Вместе с тем, указанная проблема не ограничивается рамками школьного возраста. Приобретая особое значение в период профессионального самоопределения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе с взрослыми людьми.

Профессиональное самоопределение по Пряжникову - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущность профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождения смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:

  • первичного выбора профессии, для которого характерны мало дифференцированные представления о мире профессий, ситуативные представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
  • профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
  • профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
  • профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
  • самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживаются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии - социально заданное явление, определяемое прежде всего социальными характеристиками профессии.

Одним из важнейших факторов самоопределения в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение оптантов (термин Е.А.Климова) рассматривалось в контексте изучения профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы (В.И. Журавлев, А.И. Смирнов, Е.А. Климов); в изучении интересов к определенной профессии (Я.Л. Коломенский, В.Г. Немировский, Л.В. Сохань и др.); психологических предпосылок профессионального самоопределения (А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин, М.В. Кириллова, Е.А. Климов и др.); в изучении возможностей построения путей жизненной программы (Н.И. Соболева, А.Ю. Винокур, Н.С. Пряжников и др.). В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Знания об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него.

Актуальность исследования заключается в изучении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии.

Просмотров работы: 46