ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями - эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Изучением тревожности занимались такие известные психологи, как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, Ролло Мэй. Традиционно отсчет исследований тревожности начинается с работ З. Фрейда. В его ранних работах обнаруживается два варианта объяснения тревожности: 1) как результат разрядки подавленного сексуального влечения; 2) как сигнала о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Впоследствии Анна Фрейд трактует тревожность как беспредметное состояние ожидания неопределенной угрозы, а Карен Хорни говорит об очевидной иррациональности тревоги и ощущении беспомощности тревожности. Обобщая взгляды ученых можно предположить, что тревога - это неопределенное предчувствие, она неконкретна, «неуловима», «беспредметна», может быть следствием не правильных навыков общения; особые свойства тревоги - чувства неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Она содержит такие личностные элементы как беспокойство, чувство страха, мнительность, напряженность, преувеличение значимости воспринимаемой информации.

 В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как: 1) отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива; 2) недостаточная психологическая подготовка к профессии; 3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; 4) недостаточно развито стремление к самообразованию. Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Как правило, они не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные.

Мы провели экспериментальную работу со студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого, обучающихся на первом курсе факультета психологии. Общее число испытуемых составляет 20 человек. Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель диагностической программы: выявление наличия тревожности, склонности к тревожному поведению.

На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:

  1. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.
  2. «Шкала нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин)
  3. Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
  4. Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В.В.Бойко)
  5. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).

Анализ результатов диагностической программы позволяет утверждать, что большинство испытуемых в выборке имеют высокий уровень тревожности - 50%, а средний уровень зафиксирован у 35% студентов первокурсников.  Следует обратить внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Очень низкий уровень тревожности имеют 15% студентов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Качественный и количественный анализ данных полученных в результате проведенного исследования показал, что студентам первых курсов характерен высокий уровень тревожности.

Нами была разработана коррекционно-профилактическая программа по снижению тревожности у студентов первого курса факультета психологии. Коррекционно - профилактическая программа по снижению тревожности состояла из трёх блоков:

  • Ориентированный, при реализации которого решались задачи: создание атмосферы эмпатии; установление позитивных контактов со студентами; создание благоприятного микроклимата.
  • Реконструктивный. Задачи: перестройка форм эмоционального реагирования; снятие психомышечного эмоционального напряжения.
  • Закрепляющий. Задачи: закрепление положительных эмоций; позитивно-активное отреагирование тревоги; перенос полученного опыта в жизнь.

Проведение коррекционно - профилактических   упражнений необходимо для снижения предэкзаменационной тревожности, и вследствие, повышения продуктивности работы студентов.

Просмотров работы: 42