Профессиональная деятельность в жизни человека является основой его социального самоутверждения и жизненной самореализации.
Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях, а также вследствие влияния со стороны первичного (семья) и вторичного ( школа, группа сверстников) институтов социализации, влияние которых может сказаться на неправильно выбранном профессиональном жизненном пути.
Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессионального самоопределения с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения.
В настоящее время важным становиться создание условий для формирования у старшего школьника личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Каждый старшеклассник, который заботиться о своей будущей жизни, которому небезразличен его профессиональный выбор, должен самостоятельно пройти путь профессионального самоопределения. Оценка своих возможностей и интересов, планирование профессиональных перспектив - это личное дело каждого человека. Важно отметить и то, что человек живет в обществе, которое должно быть обеспокоенно, чем он будет заниматься в этом мире.
Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано.
Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия - это сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.
Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, десятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 - 25 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом. И здесь незаменимым средством ориентировки оказывается не просто предметная наглядность, например, с помощью экскурсий на производство, а обдуманное слово, речь, в частности специально построенная, информирующая и мотивирующая, а также описание профессии. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Выделяются специфические задачи профессионального самоопределения, которые направлены на формирование общей готовности к будущей трудовой жизни, психолого-педагогическую помощь в профессиональном выборе, самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности и освоение смежных видов профессиональных типов личности.
Профессия, которую выбирает старшеклассник, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, но и требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной, а также должна соответствовать его возможностям. Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать.
В современной психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы профессионального самоопределения; в настоящее время предпочтение отдается классическому подходу - всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на определенную сферу деятельности. Огромное значение в профессиональном самоопределении играет мотивация и информированность респондентов.
Проблема профессионального самоопределения довольно сложна. Удовлетворительное ее решение затруднительно для большинства старшеклассников. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по психологическому сопровождению профессионального выбора старщеклассников, которая реализуется посредством проведения цикла бесед, направленных на знакомство старшеклассников с разнообразными существующими профессиями, выявление способностей и интересов, необходимых для выбора профессии, обоснование мотивов выбора той или иной специальности, а также на помощь учащимся понять особенности осознанного выбора профессии.
Программа сопровождения профессионального выбора является целостным процессом изучения, формирования и коррекции профессионального становления личности. Одной из важных задач психологического сопровождения профессионального самоопределения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности старшеклассника, но и обучение самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему профессиональному самоопределению, а также подготовка к самостоятельному осознанному выбору профессионального пути. Для программы профессионального выбора должны быть подобраны игры и упражнения, которые направлены на повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности, расширение знаний о мире профессионального труда, повышение уровня ориентации в мире различных специальностей, повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности и другие аспекты профессионального самоопределения учащихся.