ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР СОМАТОГЕННОГО ГЕНЕЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР СОМАТОГЕННОГО ГЕНЕЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР в отечественной специальной литературе изучена достаточно глубоко в исследованиях Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной, М.А. Данилова, В.И. Быковой, И.А. Менчинской и др. Ученые раскрыли закономерности развития словесно-логического мышления  дошкольников с ЗПР.

В исследованиях Л. Н. Блиновой, Н. Ю. Боряковой мышление детей с ЗПР соматогенного генеза  характеризуется несформированностью отдельных мыслительных операций  и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.

Как отмечает Л.Н. Блинова, отставание в развитии словесно-логического мышления у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно: в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности; в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной  отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб; в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Н. Ю. Борякова подчеркивает, что дети, имеющие ЗПР соматогенного генеза, не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Им сложно построить логически правильное высказывание как самостоятельно, так и при использовании стимульного материала. Дети с трудом проводят логические связи между предметами и явлениями. Самостоятельно не могут определить причину и следствие какого-либо явления или процесса, с трудом делают обобщающий вывод.

Необходимо так же отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР соматогенного генеза из-за смешанного, осложненного характера дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления.

Наше исследование было направлено на выявление особенностей развития словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР соматогенного генеза. Для этого, согласно исследованиям Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова, были определены критерии и показатели уровня развития словесно-логического мышления: способность устанавливать причинно-следственные связи (умение устанавливать последовательность событий, понимание причины и следствий событий); характер аналитико-синтетической деятельности (умение выделять существенные признаки предметов, умение делать обобщения предметов по сходным признакам, логическое обоснование и целенаправленность деятельности); установление аналогий (умение устанавливать логические связи между понятиями и событиями); способность выстраивать логичные высказывания (умение последовательно, логически правильно выстраивать свое высказывание, опираясь на иллюстрации).

 В исследовании реального уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников с ЗПР были использованы следующие диагностические методики: тест Л. Векслера  "Последовательность событий",  тест Н. Л. Белопольской «Четвертый лишний», методика Р. С. Немова  «Нелепицы», методика М. Я. Семаго, М. М. Семаго «Восприятие и понимание серии связанных единым сюжетом картин», методика Б. В. Зейгарника «Классификация предметов».

По результатам обследования было выявлено, что  большинство дошкольников  с ЗПР находится на среднем и низком  уровнях развития словесно-логического мышления. Средний уровень характеризуется тем, что  дошкольники устанавливают логические связи событий только при помощи взрослого. При установлении связей неточно устанавливают и понимают причины и следствие событий. Они устанавливают логические связи между предметами и явлениями только при помощи взрослого посредством наводящих вопросов. Выделяя существенные признаки предметов, дети не обращают внимания на незначительные признаки, что затрудняет процесс классификации представленных предметов.  Большинство дошкольников с ЗПР строят высказывания с помощью наводящих вопросов взрослых, самостоятельно справиться с этим заданием не могут.

Дети, которые находятся на низком уровне развития словесно-логического мышления,  на выполнение заданий затрачивают больше времени (от 5 до 7 минут). Они не способны самостоятельно обобщать предметы в группы по характерному признаку. Не обозначают общий признак в группе предметов и не справляются с заданием по построению логического высказывания. При составлении высказывания обращают внимание только на те признаки, которые обозначил взрослый.  Так же они не могут обосновать выбор способа действия. При анализе предмета или явления не выделяют даже существенные признаки, выполняют это задание только при помощи взрослого на уровне показа образца действия. не правильно выстраивают Выстраивая последовательность изображенных событий, дошкольники с ЗПР нарушают логику действий, происходящих на картинках. Нами было выявлено отсутствие у детей попыток самостоятельного выполнения заданий, наблюдалось стремление к получению помощи взрослого на уровне образца действия при выполнении большинства заданий.

Таким образом, полученные результаты частично подтверждают исследования, проведенные под руководством Л. Н. Блиновой, Н. Ю. Боряковой, и свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР соматогенного генеза.

Просмотров работы: 59