Деятельность детских общественных объединений представляет собой совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка.
Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:
Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.
Во многих городах России существует большое количество детских и молодёжных общественных объединений. В Тульской области также существуют детские объединения и наиболее яркими представителями являются «Мишки». На их примере мы хотели бы рассмотреть социализацию подростков в деятельности детских общественных объединений.
«Мишки» - это общественное объединение для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Данное объединение является дворовым. В «Мишках» реализуется проект «Детская дворовая республика». Дети из одного двора собираются в одну команду - республику, живут по установленным законам, выбирают своё правительство, организуют проведение совместных зарядок, праздников, мероприятий. «Мишки» - многопрофильное объединение, которое одно из немногих, занимается профориентацией детей. Члены организации встречаются с представителями молодёжной биржи труда, им рассказывают о существующих профессиях, они ходят на экскурсии в высшие и профильные учебные заведения. Социальный педагог объединения проводит предварительную профессиональную диагностику. «Мишки» - это массовое детское объединение, в котором подростки свободно общаются между собой, находят новых друзей, учатся способам взаимодействия с другими детьми. Данной детской общественной организацией занимаются студенты, что говорит о непосредственной преемственности поколений. Они организуют деятельность детей, передают свой опыт, что является одним из показателей социализации.
Мы пришли к выводу, что деятельность Тульских региональных детских общественных объединений «Мишки» вносит большой вклад в социализацию подростков. Воспитательное воздействие проявляется во включении детей в социально значимую деятельность, направленную на благоустройство их двора, организацию мероприятий и праздников. Деятельность, в которую руководители детских общественных объединений включают ребенка, является личностно значимой для каждого ее члена. Личностный смысл предстает перед подростками в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует и живет. Они свободно общаются со своими сверстниками и перенимают опыт у старших товарищей, учатся сотрудничеству и нормам жизни в обществе. Детям предоставляется возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому; право выбора гражданской позиции. Данные возможности позволяют оказывать членам детских общественных объединений помощь в решении таких вопросов воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма и формируют у детей способность к сопереживанию.