СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим  активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы. Таким требованиям может соответствовать только тот человек, который успешно прошёл процесс социализации.  Личность ребёнка развивается и совершенствуется под влиянием других людей. Он приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение ответственность. В этом детям может способствовать коллективная деятельность, общение и взаимодействие со сверстниками в неформальной обстановке, например, в детских общественных объединениях. Особенно важно это становится в подростковом возрасте, так как в этот период ведущим видом деятельности у них является межличностное общение. Через межличностное взаимодействие подростки познают себя и окружающих, учатся жить, перенимают опыт. Детское общественное объединение является выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей и обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом.

Деятельность детских общественных объединений представляет собой совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:

  • широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;
  • организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
  • защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
  • корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.

Во многих городах России существует большое количество детских и молодёжных общественных объединений. В Тульской области также существуют детские объединения и наиболее яркими представителями являются «Мишки». На их примере мы хотели бы  рассмотреть социализацию подростков в деятельности детских общественных объединений.

«Мишки» - это общественное объединение для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Данное объединение является дворовым. В «Мишках» реализуется проект «Детская дворовая республика». Дети из одного двора собираются в одну команду - республику, живут по установленным законам, выбирают своё правительство, организуют проведение совместных зарядок, праздников, мероприятий. «Мишки» - многопрофильное объединение, которое одно из немногих, занимается профориентацией детей. Члены организации встречаются с представителями молодёжной биржи труда, им рассказывают о существующих профессиях, они ходят на экскурсии в высшие и профильные учебные заведения. Социальный педагог объединения проводит предварительную профессиональную диагностику. «Мишки» - это массовое детское объединение, в котором подростки свободно общаются между собой, находят новых друзей, учатся способам взаимодействия с другими детьми. Данной детской общественной организацией занимаются студенты, что говорит о непосредственной преемственности поколений. Они организуют деятельность детей, передают свой опыт, что является одним из показателей социализации.

Мы пришли к выводу, что деятельность Тульских региональных детских общественных объединений «Мишки»  вносит большой вклад в социализацию подростков. Воспитательное воздействие проявляется во включении детей в социально значимую деятельность, направленную на благоустройство их двора, организацию мероприятий и праздников. Деятельность, в которую руководители детских общественных объединений включают ребенка, является личностно значимой для каждого ее члена. Личностный смысл предстает перед подростками в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует и живет. Они свободно общаются со своими сверстниками и перенимают опыт у старших товарищей, учатся сотрудничеству и нормам жизни в обществе. Детям  предоставляется возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому; право выбора гражданской позиции. Данные возможности позволяют оказывать членам детских общественных объединений помощь в решении таких вопросов воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма и формируют у детей способность к сопереживанию.

Просмотров работы: 60