ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время «психологическое здоровье» становится ключевым понятием для школьной психологической службы в плане создания комфортной школьной среды, свободной от психологического насилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. В толковом словаре Ожегова С.И. комфортность определяется, как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Существует три структурные составляющие данного понятия: психологическая, интеллектуальная и физическая. Психологическая комфортность - это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.

Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной.

Школьная среда, в которой пребывает ребенок (а иногда это семь уроков в день), должна быть гармоничной для ученика, для этого надо правильно и качественно организовать познание, общение, деятельность ребенка в комфортных, здоровьесберегающих условиях.

Оценить, насколько удачно школа справляется с такой задачей и как это влияет на самочувствие и эмоциональное благополучие учащихся, помогает разработанный психологическим Центром диагностики и консультирования г. Ростова -на -Дону  комплексный мониторинг образовательной среды. Разрабатывался он применительно к следующим категориям:

1. среда (условия пребывания в школе; ключевые понятия - уют, комфорт):

  • соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения как основа сохранения здоровья школьников; - влияние особенностей школьного режима и учебных требований на здоровье учеников;
  • «школьная атмосфера» как отражение особенностей организации образовательного пространства школы.

2. деятельность (ключевые понятия - интересная, творческая): качественный урок как основа учебной мотивации и конструктивная внеурочная деятельность.

3. общение (ключевые понятия - конструктивные отношения, умение сотрудничать): взаимоотношения «учитель-ученик», психологический климат в классе.

4. «Я-образ» личности ученика (личностное и эмоциональное благополучие) включает  нормальное психологическое самочувствие ученика в школе, выражающееся в желании ее посещать; нормальную самооценку; принятие роли ученика; принятие системы предлагаемых школой ценностей.

Проведенный мониторинг образовательной среды школы выявил большую группу детей с зачатками негативных эмоциональных состояний, первой причиной которых является все возрастающая школьная нагрузка. К 9-му классу 83% опрошенных отметили, что нагрузка в школе очень высока,  только 56% признали, что учебные требования реально выполнимы. Более 70% детей устают в школе, у половины учащихся утомление сказывается на физиологическом уровне, а более трети всех учащихся не справляются с учебной нагрузкой. Но почему устают дети? К 9-му классу интерес к школе падает с 80% до 55%, а вместе с этим снижается и учебная мотивация: только 30% девятиклассников обладают внутренней мотивацией к учению, т.е. учатся сами, остальные же исключительно под давлением родителей и педагогов. Интерес к учебной деятельности может падать по нескольким причинам:

  • когда то, что изучается, понятно ребенку, это становится ему  неинтересно. Следует искать передовые методы обучения, соответствующие психофизиологическим особенностям детей, и думать над проблемой,  чему реально необходимо учить наших детей. Ведь данные мониторинга показали, что дети хотят обучаться жизненно необходимым навыкам, особенно это заметно в 8-9-м класса. Есть широкое поле внеклассных мероприятий, социальных проектов и других форм работы для проявления активности ребенка. Например, ученик может узнать что-то его интересующее через научно-исследовательскую деятельность;
  • учащиеся оценивают школьную атмосферу как однообразную, а не творческую. Дети очень активны по своей природе, и поэтому для них никогда не бывает «много творчества», главное, чтобы это затрагивало их душу, будило воображение, было наполнено смыслом. Поэтому проектная деятельность, самоуправление, школьные газеты, творческие конкурсы, КВНы помогают школьнику реализовать свой творческий потенциал;
  • для подростков ключевое понятие - справедливость. Всегда ли учителя на самом деле справедливы к своим ученикам? Мониторинг показал, что школьные требования дети считают для себя в принципе выполнимыми, но не всегда справедливыми. Например, школьным расписанием удовлетворены гораздо больше учителя, чем ученики.

Мониторинг также выявил две проблемы, связанные с личностным развитием ребенка. Первая проблема имеет отношение к восприятию ребенком самого себя, вторая касается сферы взаимоотношений. Процент детей с низкой самооценкой растет очень значительно от 5-го к 9-му классу. Дети к 9-му классу становятся менее уверенными в себе, менее счастливыми. Они меньше себе нравятся и чаще испытывают чувство вины, чем, например, пятиклассники или шестиклассники. Сама роль ученика недостаточно принимается детьми. Если 10 лет назад, выполняя задание написать 10 слов в ответ на вопрос «Кто я?», 60-80% детей писали «я - ученик», то сегодня лишь 40% школьников осознают себя учениками, то есть психологически готовы выполнять школьные требования.

Нежелание и неумение слушать другого приводит к неумению выстраивать взаимоотношения, т.е. к проблемам в общении. Без классного руководителя ученик остается один на один со своими школьными проблемами. В результате такой фактор, как сплоченность класса, по оценкам проведенного мониторинга, оказался на весьма низком уровне развития. Скорее всего, в школе не всегда придают значение групповой сплоченности, поэтому она стихийна, не развиваются взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание, что особенно важно для наших «сложных» детей. Результаты мониторинговых исследований показывают, что такой параметр групповой сплоченности, как  общие правила, нормы поведения, является самым низким. Нет сомнений, что учителя говорят учащимся об этом, но важен не разговор сам по себе, а то, чтобы дети приняли эти правила.

Сегодня встает необходимость действительно учить ребенка не только конкретным предметам, но и навыкам взаимодействия, сотрудничества, общения. Только так возможно создать такую школьную среду, которая бы помогала ребенку приобретать подобные навыки.

Литература:

  1. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  2. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.// Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.: КАРО, 2003.- 207с.
Просмотров работы: 107