Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми.
Проблемы развития вербального общения у дошкольников с нарушениями речи уровня были освещены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской, Р.Е. Левиной. Ученые изучали различные аспекты этой проблемы: активность общения, потребность детей-логопатов в общении, особенности вербального взаимодействия со сверстниками, роль общения в процессе развития коммуникативных навыков и способностей.
Согласно исследований ФИО, у детей ОНР III уровня наблюдается недостаточная активность общения, которая с возрастом, без специального обучения резко падает. Дети, у которых общение отсутствует или недостаточно развито, замкнуты, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с игрушками, а то и просто глядя в окно.
По мнению Р.Е.Левиной, основными критериями сформированности вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются:
Для выявления уровня развития вербального общения у старших дошкольников с ОНР III уровня со сверстниками нами были проведены следующие диагностические методики: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.), направленная на выявление у детей уровня сформированности навыка речевого общения со сверстниками, методика «Диалог по картинке» М.Панфиловой, направленная на исследование интереса к общению, речевой активности, умения задавать вопросы, методика «Братья и сестры» Бурменской Г.В., позволяющая изучить уровень сформированности навыков речевого общения, направленных на учет позиции собеседника (партнера), методика «Два дома» И.Вандвик, П.Экблад, направленная на определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы, методика «Рукавички» Г.А. Цукерман для изучения уровня сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
По результатам проведения всех диагностических методик было выявлено, что дошкольники недостаточно активно вступали в процесс общения, не стремились взаимодействовать со сверстником. Отмечается недостаточная инициативность в общении, детям удобнее занимать позицию «слушателя». Воспитанники не реагировали на воздействия сверстника, были безразличны к их обращениям. В разговоре дети не смотрели на сверстника, не выражали мимикой своих чувств.
В своих высказываниях дошкольники допускали ошибки как в грамматическом, так и в смысловом оформлении, стараясь ограничиться простыми, нераспространенными предложениями. Была нарушена логика и последовательность излагаемого материала. Воспитанники могли стать на точку зрения других, но не координировали разные точки зрения. Круг значимого общения беден. К процессу совместной деятельности относились нейтрально. Не могли в полной мере убедить своего собеседника и аргументировать свои высказывания. Некоторые дети в процессе совместной деятельности занимали эгоцентрическую позицию, взаимодействовали друг с другом в силу необходимости, не пытаясь договориться или придти к общему согласию и настаивая на своем. Это объясняется своеобразием связного общения: трудностями морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера, неумением ориентироваться в ситуации общения.
Таким образом, Дети с ОНР III уровня испытывают трудности в установлении речевого контакта со сверстниками и отличаются низкой речевой активностью. Вербальное общение имеет большое значение для психического развития индивида, так как оно связано усвоением речи, которая в свою очередь является необходимым условием развития вербальных контактов с окружающими.