Сельская малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа.
Подростки в сельской школе - это прежде всего дети, у которых тип ведущей деятельности изменяется на данном возрастном этапе от учебной к общению, что ведет к изменению мотивации учения, отсутствию адекватной мотивации, к нежеланию учиться. Учителя жалуются на потерю учащимися смысла учения, преобладания посторонних интересов. Объективным показателем падения учебной мотивации и успеваемости у учащихся можно считать:
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста:
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, её мотивов, задач, способов и средств. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотив то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
К видам мотивов можно отнести познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорит о социальных мотивах.
И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы имеют уровни:
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:
Для исследования мотивации учебной деятельности, преобладания мотивов учения, были продиагностированы 10 учащихся 5-6 классов МОУ «Кукуйская СОШ» Веневского района Тульской области. В ходе исследования было выявлено:
Результаты проведения опроса «Почему вы учитесь?» представлены в таблице 1.
Таблица1
№ пп |
Ф.И.О. ученика |
Преобладание мотива |
||
Внутренние мотивы |
Внешние положительные мотивы |
Внешние отрицательные мотивы |
||
1 |
Светлана М. |
+ |
|
|
2 |
Татьяна А. |
+ |
|
|
3 |
Виктория Ш. |
+ |
|
|
4 |
Анастасия Т. |
|
+ |
|
5 |
Сергей Г. |
|
+ |
|
6 |
Олег Г. |
+ |
|
|
7 |
Светлана Г. |
|
+ |
|
8 |
Наталья С. |
+ |
|
|
9 |
Сергей С. |
+ |
|
|
10 |
Павел Е. |
+ |
|
|
Итак, у 30% учащихся преобладает внешняя мотивация к учению, причем только положительные мотивы («я учусь потому, чтобы доставить радость родителям», «я учусь потому, что на уроке интересно»). Другими словами, «внешний пряник» сильнее, чем внешний кнут». У 70% учеников преобладает внутренние мотивы («я учусь потому, что хочу больше знать»). У данных детей существует понимание, что знания нужны, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу.
Результаты анкетирования на выявление мотивов учения 5-6 классов были получены следующие результаты:
1. На вопрос «Ради чего ты учишься?» были получены следующие результаты:
2. «Доволен ли ты своими результатами в учёбе?» ответили так:
3. На вопрос «Что бы ты хотел изменить в своей учебной работе?» ученики ответили, что:
4. «Хотел бы ты что-нибудь изменить в своей учебной работе, чтобы улучшить свое отношение к ней?»:
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся преобладает познавательный мотив (у 80% учащихся), мотив самосовершенствования преобладает у 50 % учеников, они хотят улучшить свои результаты в учебной деятельности, так же у 70% подростков есть потребность в изменении учебной работы.
В сельской местности школа всегда была культуроформирующим фактором, а выполнение воспитательной функции рассматривалось как одно из главных её предназначений (М.П. Гурьянова). Поэтому в сельской школе подросткам уделяется большое количество времени на развитие его внутреннего потенциала, его личности по средствам включения во внеучебную деятельность. Это различные спортивные секции, где учащиеся могут реализовать себя в физическом плане, посещение кружков народного творчества (пение, декоративно-прикладное искусство, бисероплетение), что способствует художественно-эстетическому воспитанию личности подростка, всевозможные классные часы, посвящённые актуальным и интересным темам для подростков («Роль общения в жизни человека», «Мои права», «Взаимоотношения подростка в семье» и т.д.).