МОТИВЫ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОТИВЫ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе образования сельская школа занимает особое место. Являясь неотъемлемой частью образовательной системы, она наряду с общими задачами развития личности школьника, закладывает семена доброго, уважительного отношения к родной земле и людям, работающим на ней. Именно школа становится очагом культуры на селе. Это позволяет целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к  активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

Сельская малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа.

Подростки в сельской школе - это прежде всего дети, у которых тип ведущей деятельности изменяется на данном возрастном этапе от учебной к общению, что  ведет к изменению мотивации учения, отсутствию адекватной мотивации, к нежеланию учиться. Учителя жалуются на потерю учащимися смысла учения, преобладания посторонних интересов. Объективным показателем падения учебной мотивации и успеваемости у учащихся  можно считать:

  • снижение работоспособности, как следствие возрастной перестройки организма;
  • проблемы - пробелы в знаниях из-за пропусков занятий (по уважительной причине или без неё) или неусвоения сложных тем;
  • проблемы взаимоотношений подростка со взрослыми, в частности с учителями (свои взгляды и суждения, собственные оценки);
  • стремление выделиться среди своих сверстников;
  • чувство взрослости подростков открывается через стремление к независимости и самостоятельности, следствием этого является возникновение проблем межличностного общения между родителями и детьми (они стремятся  вырваться из-под их опеки: «Я уже вырос, сам решу!», «Я сделаю так, как мне нравится»).

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста:

  • желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10 - 11 лет);
  • мотив занять определённое место в коллективе сверстников (12 - 13 лет);
  • стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности ( 14 - 15 лет);

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, её мотивов, задач, способов и средств. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотив то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

К видам мотивов можно отнести познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорит о социальных мотивах.

И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы имеют уровни:

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - факторами, явлениями, закономерностями);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальные, или позиционные мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Для исследования мотивации учебной деятельности, преобладания мотивов учения, были продиагностированы 10 учащихся 5-6 классов МОУ «Кукуйская СОШ» Веневского района Тульской области. В ходе исследования было выявлено:

 

Результаты проведения опроса «Почему вы учитесь?» представлены в таблице 1.

Таблица1

№ пп

Ф.И.О.

ученика

Преобладание мотива

Внутренние мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные

мотивы

1

Светлана М.

+

 

 

2

Татьяна А.

+

 

 

3

Виктория Ш.

+

 

 

4

Анастасия Т.

 

+

 

5

Сергей Г.

 

+

 

6

Олег Г.

+

 

 

7

Светлана Г.

 

+

 

8

Наталья С.

+

 

 

9

Сергей С. 

+

 

 

10

Павел Е.

+

 

 

Итак, у 30% учащихся преобладает внешняя мотивация к учению, причем только положительные мотивы («я учусь потому, чтобы доставить радость родителям», «я учусь потому, что на уроке интересно»). Другими словами, «внешний пряник» сильнее, чем внешний кнут». У 70% учеников преобладает внутренние мотивы («я учусь потому, что хочу больше знать»). У данных детей существует понимание, что знания нужны, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу.

Результаты анкетирования на выявление мотивов учения 5-6 классов были получены  следующие результаты:

1. На вопрос «Ради чего ты учишься?» были получены следующие результаты:

  • 80%  учащихся учатся для того, чтобы получить глубокие знания (познавательный мотив);
  • 20% - учатся, чтобы получить хорошую отметку (внешний мотив);

2. «Доволен ли ты своими результатами в учёбе?» ответили так:

  • 50% учащихся довольны своими результатами в учебе,
  • 30 % не очень довольны результатами;
  • 20%  не довольны.

3. На вопрос «Что бы ты хотел изменить в своей учебной работе?» ученики ответили, что:

  • 40% хотят научиться управлять своим вниманием, памятью, мышлением,
  • 20% учеников хотят изменить расписание занятий;
  • 20% хотят научиться организовывать себя, вырабатывать свою волю;
  • 10 % подростков хотят изменить отношения с учителями;
  • 10 % хотят изменить перечень предметов;

4. «Хотел бы ты что-нибудь изменить в своей учебной работе, чтобы улучшить свое отношение к ней?»:

  • 70% учащихся хотят изменить что-нибудь в учебной работе;
  • 30%  устраивает все в учебной работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся преобладает познавательный мотив (у 80% учащихся), мотив самосовершенствования преобладает у 50 % учеников, они хотят улучшить свои результаты в учебной деятельности, так же у 70% подростков есть потребность в изменении учебной работы.

В сельской местности школа всегда была культуроформирующим фактором, а выполнение воспитательной функции рассматривалось как одно из главных её предназначений (М.П. Гурьянова). Поэтому в сельской школе подросткам уделяется большое количество времени на развитие его внутреннего потенциала, его личности по средствам включения во внеучебную деятельность. Это различные спортивные секции, где учащиеся могут реализовать себя в физическом плане, посещение кружков народного творчества (пение, декоративно-прикладное искусство, бисероплетение), что способствует художественно-эстетическому воспитанию личности подростка, всевозможные классные часы, посвящённые актуальным и интересным темам для подростков («Роль общения в жизни человека», «Мои права», «Взаимоотношения подростка в семье» и т.д.).

Просмотров работы: 37