ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В статье «Ничейные дети» от 16.04.2009г. Гапиз Нурмагомедов огласил печальную статистику по данным МВД: число беспризорных детей в России -700тыс., безграмотных детей-200 тыс., в неблагополучных семьях живут-600 тыс., по пути преступности идут - более 120 тыс. детей. Эти цифры прямо характеризуют состояние российского общества: оно «серьезно больно». В России 58% семей - относятся к категории неполных: дети живут с одним родителем, и это, бесспорно, негативно влияет на психику детей, на формирование их личности. Такой семье особенно тяжело выжить сегодня. Почти всегда дети остаются с матерью, которая сталкивается с трудностями в их содержании и воспитании. По количеству родителей, лишенных родительских прав, Россия также в числе первых  в мире.

Согласно данным Росстата, число браков в РФ в 2005 году составило 1 066 366, в 2006-м - 1 113 562, число же разводов: в 2005-м - 604 942, в 2006-м - 640 837.

Важным направлением в деле защиты детства остается усиление ответственности родителей за судьбы своих детей. Лишение родительских прав  не устраняет проблемы.

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного, семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Однако если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

Неблагополучные семьи - это настоящий бич общества. В таких семьях отсутствуют психологический комфорт, доверие друг к другу. Из-за постоянных конфликтов у детей рождается ненависть к семье. Нередки случаи, когда из-за этого они идут на преступления.

Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадет в поле зрения надзорных органов. Для этого необходимо регулярно проводить в образовательных учреждениях исследования, направленные на выявление признаков неблагополучия семьи. И оказывать при необходимости своевременную психологическую поддержку в соответствии с результатами данных диагностических исследований. Для этих целей нами была разработана диагностическая программа, направленная на определение степени негативного влияния воспитания в неблагополучной семье на формирование личности младшего школьника. Программа включала следующие методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Р. Бернса и С. Кауфана, тест «Лесенка» В.Г.Щур, проективная методика «Несуществующее животное» М.З.Друкаревича, опросник для родителей «Коммуникативные способности ребёнка», «Метод незаконченных предложений» В.Ф.Петренко. Данный комплекс методик позволяет выявить негативное влияния неблагополучной семьи по пяти аспектам: школьная тревожность, агрессивность, неадекватность самооценки, трудности в коммуникации, неадекватное восприятие внутрисемейных отношений.

Проведённая нами  диагностика в рамках дипломного исследования показала средний уровень тревожности у детей из неблагополучных семей, высокий уровень агрессивности, высокий уровень конфликтности в семье. Практически у всех детей, принимавших участие в исследовании, было выявлено чувство неполноценности в семейной ситуации, нарушения внутрисемейных отношений, трудности в коммуникации и неадекватность самооценки.

Опираясь на полученные, в ходе теоретического анализа литературы, а также на количественные и качественные результаты диагностики, были составлены рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми младшего школьного возраста из неблагополучных семей. Так же была составлена «Коррекционно-развивающая программа, направленная на  снижение уровня агрессивности и школьной тревожности, нормализацию (оптимизацию) уровня самооценки, коммуникативных способностей и внутрисемейных отношений  у младших школьников из неблагополучных семей». Её наполнение составили: элементы сказкотерапии, элементы тренинга, элементы социометрии, элементы беседы, элементы арт-терапии, сюжетно-ролевые игры, тактильные игры, упражнения на ауторелаксацию и саморегуляцию, элементы психогимнастики, домашние задания, рефлексия.

Апробирование данной программы на практике показало высокие результаты, которые состояли в: снижении уровня агрессивности и школьной тревожности, заметной нормализации коммуникативных способностей и уровня самооценки, а также улучшении внутрисемейных отношений у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что семья выполняет одну из важнейших функций в становлении личности ребёнка.  Роль родителей в воспитании должна быть не формальной, а реальной и участной к проблемам ребёнка, так как именно в семье формируется его позитивное или негативное отношение к окружающему миру, к себе, к людям, и тем жизненным ситуациям, в результате которых он приобретает свой первый жизненный опыт. Работа, проводимая с неблагополучной семьёй в которой есть дети, должна быть комплексной, затрагивающей все сферы жизнедеятельности. Только при таких условиях, возможно, оказать эффективную помощь по снижению негативных последствий воспитания ребёнка в неблагополучной семье и способствовать формированию «здоровой» личности.

Просмотров работы: 22