ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении.Социально-кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело общество, к значительному увеличению уровня самых различных видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте социально неодобряемого поведения  среди лиц различных социальных  и демографических групп. Особенно в сложном  положении в этот период оказались подростки. Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам учащихся начальной школы, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании, преступности среди подростков.

Анализ конкретного случая девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств, сопряженных с типом ситуации развития. Исследования психологов позволяют констатировать, что детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.

Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Попытки практического решения данной проблемы побудили нас заняться поиском личностных особенностей, ответственных за отклонения в поведении. В психологии укоренилась традиция осуществления психологического анализа сложившихся личностных особенностей в зависимости от условий развития личности. Запросы общества, науки, воспитательных систем свидетельствуют о необходимости продолжения работы по изучению личностных особенностей современных младших подростков в связи с характером их отношений к ближайшему окружению.

Проблема  состоит в изучении и анализе личностных особенностей современных младших подростков с девиантным поведением.

В моей работе для практического изучения личностных особенностей девиантных подростков использовались следующие методики:

  • Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (12-факторный детский вариант CPQ), рассматривающий комплексы коррелирующих между собой черт;
  • Тест "Несуществующее животное";
  • Опросник  «Склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) «СОП»;
  • Опросник Басса - Дарки;
  • Личностный опросник «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации);

После обработки полученных результатов было выявлено, что подросткам с девиантным поведением присуще такие черты  как: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, тревожность, снижение познавательной активности, снижения уровня мотивационной сферы личности, негативное отношение к окружающим, низкий уровень эмпатийности, мотивация к нарушению норм и правил,  эмоциональная неустойчивость, низкий уровень адаптивности в социуме, низкий уровень толлераентности.

На основе полученных результатов исследования была разработана профилактическая программа для подростков с девиантным поведением. В программу входят такие упражнения как: игра «Маски, которые мы надеваем», групповая дискуссия «Роли», упражнение «Браво!» и т.д. Все приведенные выше упражнения направлены на развитие и укрепление качеств личности, которые помогают подростку благоприятно адаптироваться к социуму.

Подводя итоги можно сказать, что подростковые возраст, является переломным возрастом в жизни человека. Кризис, это одна из самых главных характеристик данного периода. Здесь происходит как ломка, замена личностных качеств, так и внутренние новообразования. Чувство взрослости, присущее подросткам, очень часто является причиной как социальных, так и семейных конфликтов. Из-за многих запретов и противоречий подростковый возраст является фактором риска к отклоняющему поведению. Среди подростков широкое распространение имеет агрессия, низкий уровень эмпатии и толерантности. Отклоняющееся поведение подростков не всегда  является осознанным.

Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Изменение акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.

Просмотров работы: 107