Анализ конкретного случая девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств, сопряженных с типом ситуации развития. Исследования психологов позволяют констатировать, что детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Попытки практического решения данной проблемы побудили нас заняться поиском личностных особенностей, ответственных за отклонения в поведении. В психологии укоренилась традиция осуществления психологического анализа сложившихся личностных особенностей в зависимости от условий развития личности. Запросы общества, науки, воспитательных систем свидетельствуют о необходимости продолжения работы по изучению личностных особенностей современных младших подростков в связи с характером их отношений к ближайшему окружению.
Проблема состоит в изучении и анализе личностных особенностей современных младших подростков с девиантным поведением.
В моей работе для практического изучения личностных особенностей девиантных подростков использовались следующие методики:
После обработки полученных результатов было выявлено, что подросткам с девиантным поведением присуще такие черты как: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, тревожность, снижение познавательной активности, снижения уровня мотивационной сферы личности, негативное отношение к окружающим, низкий уровень эмпатийности, мотивация к нарушению норм и правил, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень адаптивности в социуме, низкий уровень толлераентности.
На основе полученных результатов исследования была разработана профилактическая программа для подростков с девиантным поведением. В программу входят такие упражнения как: игра «Маски, которые мы надеваем», групповая дискуссия «Роли», упражнение «Браво!» и т.д. Все приведенные выше упражнения направлены на развитие и укрепление качеств личности, которые помогают подростку благоприятно адаптироваться к социуму.
Подводя итоги можно сказать, что подростковые возраст, является переломным возрастом в жизни человека. Кризис, это одна из самых главных характеристик данного периода. Здесь происходит как ломка, замена личностных качеств, так и внутренние новообразования. Чувство взрослости, присущее подросткам, очень часто является причиной как социальных, так и семейных конфликтов. Из-за многих запретов и противоречий подростковый возраст является фактором риска к отклоняющему поведению. Среди подростков широкое распространение имеет агрессия, низкий уровень эмпатии и толерантности. Отклоняющееся поведение подростков не всегда является осознанным.
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Изменение акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.