ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Для современного студенчества одной из актуальных проблем является формирование смысложизненных ориентаций, так как это является личностно значимым для молодого человека, определяющего базовые жизненные ориентиры на данном этапе своего возрастного развития. Следует отметить, что ценностные ориентации формируются на протяжении всего жизненного пути человека, но особенно значимый этап в их формировании занимают подростковый и юношеский возраст, так как именно в этом возрасте устанавливаются основы мировоззрения, убеждения, строится модель поведения в социуме. В решении студентами вопроса о смысле жизни одно из главных мест занимают их отношение к общим жизненным ориентациям и в том числе к семейным ценностям. Это связанно с тем, что  большинство студентов начинают задумываться о создании семьи или даже решаются на этот ответственный шаг, особенно это выражено на средних и старших курсах. Поэтому перед психологической службой вузов стоят такие задачи, как изучение семейных ценностей студентов в системе смысложизненных ориентаций, а также  развитие и тех и других.

Исследованием различных аспектов проблемы изучения семейных ценностей в системе смысложизненных ориентаций современных студентов занимались такие отечественные ученые как: И.В. Дубровина, И.С. Кон, П. А. Кропоткин, Д.А. Леонтьев, С.В. Мерзлякова, А.А. Реан, А.В. Толстых, В.Э.Чудновский.  Не случайно, уже на протяжении более десяти последних  лет  неизменным интересом у психологов пользуется симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме», проходящий на базе Психологического университета РАО.  

В этом контексте важное значение приобретает проблема изучения семейных ценностей и их изменение в зависимости от становления смысложизненных ориентаций.  Данные обстоятельства определили предмет нашего исследования, состоящий в изучении места семейных ценностей в системе смысложизненных ориентаций современных студентов. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:

  1. Развитие смысложизненных ориентаций студентов способствует повышению значимости семейных ценностей для молодого человека.
  2. Значимость семейных ценностей в контексте смысложизненных ориентаций студентов может возрасти под влиянием программ по развитию семейных ценностей у молодежи.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы  исследования , требуется решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по психологическим особенностям студенческого периода и задачам личностного развития в этом возрасте семейных ценностей современных студентов.
  2. Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения смысложизненных ориентаций современного студенчества и того места, которое в ни занимают семейные ценности.                                                     
  3. Разработать и реализовать диагностическую программу, выявляющую место семейных ценностей в системе смысложизненных ориентаций современного студенчества.                                                                                         
  4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие семейных ценностей у  современных студентов.

Подбор методик - является исходным моментом в разработке заявленной тематики. Он не только помогает исследовать смысложизненные ориентации современных студентов, но и дает возможность определить, какое место семейные ценности занимают в системе смысложизненных ценностей студентов.

Решая эту задачу в нашем исследовании была составлена следующая диагностическая программа:

Блок 1. Исследование ценностных ориентаций.

а) Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;

б) Методика Саксом и Леви «Незаконченное предложение»;

в) Методика И. Волковой «Ролевые ожидания партнеров».

Блок 2.  Исследование смысложизненных ориентиров.

а) Тест Д. А. Леонтьева «СЖО»;

б) Тест Д. Роттера «Локус-контроль»;

в) Методика В.Ю.Котлякова.

В соответствии с результатами, полученных с помощью диагностического исследования смысложизненных ориентаций и семейных ценностей современных студентов предлагается разработка и реализация развивающей  программы, которая так же состоит из двух дополняющих друг друга частей: развитие смысложизненных ориентиров, ценностных ориентаций и развитие семейных ценностей. В состав этой программы входят как теоретические материалы, в виде лекций, так и практические - это выполнение упражнений, игры, дискуссии и рефлексивные задания.

Список используемой литературы:

  1. Андреева, Т.В. Психология семьи.[ Текст] Учеб. пособие.-СПб.: Речь, 2007.-384с.
  2. Волков Б.С.,Волкова Н.В.Возрастная психология:.[ Текст] Учеб. Пособие для вузов.-М.:Академический Проек, 2008.- 668с.
  3. Зритнева, Е.И. Семьеведение [ Текст]: Учебное пособие для студ. вузов/ Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина.- М.: Владос,2006.-246с.
  4. КулагинаИ.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [ Текст] .:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: ТЦ Cфера, 2004.-464с.
  5. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи:.[ Текст] монография / С.В.Мерзлякова.- Астрахань: астраханкий государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011.-116с.
  6. Слотина Т.В. Психология личности::.[ Текст] Учебное пособие .СПб.: Питер,2008.-304с.
  7. Смысл жизни, акме и профессиональное становлениепедагога: :.[ Текст] Учеб. пособие для студ. педаг.вузов/ под ред. В.Э.Чудновского.- М.; Обнинск:ИГ-СОЦИН,2008.-532с.
  8. Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики(конецΧΧ- началоΧΧΙвв.) :.[ Текст] Сборник научных трудов.- М.:ИТИП Рао,2005.-366с.
Просмотров работы: 26