АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст является наиболее уязвимым для психологического воздействия, насилия, страха, а также для взаимоотношений между одноклассниками. Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов, способствует сохранению его психологического здоровья и обеспечивает его психологическую безопасность. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Отсюда крайне актуальным становится вопрос об адаптационных возможностях подростков в процессе межличностного взаимодействия. При этом необходимо помнить, что важным фактором обеспечения адаптационных возможностей  образовательной среды является межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.

Целью моего  исследования является изучение  межличностного взаимодействия в группе и адаптационных возможностей ее развития. Базой исследования явилась Средняя общеобразовательная школа № 11. Выборку составили 25 человек в возрасте 11 лет.

Используемые методики: тест «Самооценка», «Оценка социально-психологического климата в коллективе», «Социометрия», «Оценка отношений подростка с классом», «Оценка уровня общительности» тест В.Ф.Ряховского.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволяют судить об особенностях самочувствия, уверенности и самооценке подростков.

Интерпретация результатов тестирования, проведенного с помощью САН, показала, что у подростков преобладает в большей степени хорошее самочувствие, свидетельствующее о физиологической и психологической комфортности, а значит испытуемые не испытывают трудности понимания.

С помощью результатов теста уверенности в себе видно, что у подростков меньше всего развита инициатива в социальных контактах, что говорит о том, что присутствует  социальный  страх к новым  контактам, пассивность.

Результаты теста «Самооценка» показали, что 34% испытуемых со средней самооценкой, 33% - с самооценкой выше средней и 33% - с неадекватно-высокой самооценкой.

Результаты исследования могут быть использованы в целях оптимизации воспитательного воздействия на подростков, улучшения коммуникации между взрослыми и подростком, могут способствовать более гармоничному развитию личности подростка.

Эмпирические данные также могут послужить основой для коррекционной и психопрофилактической работы педагогов, психолога с подростками, обладающими неуверенностью в себе, завышенной или заниженной самооценкой и неудовлетворительным самочувствием.

Просмотров работы: 5