ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения времени, его тягучести и динамичности, умения справляться с этими соотношениями.   С временными представлениями человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Познание временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им

Проблема развития временных представлений у дошкольников с ЗПР  были освещены в работах Н. Ю. Боряковой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, И. А. Морозовой, М. А.  Пушкаревой, С. Г. Шевченко Т. А. Шорыгиной, которые изучали такие аспекты этой проблемы, как особенности представлений детей о времени, генезис его развития, особенности восприятия времени, психологические функции, обусловливающие восприятие времени, роль сенсорного опыта в восприятии времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

На основе исследований  О.М. Дьяченко, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна были выделены критерии развития временных представлений у дошкольников с ЗПР: знание названий частей суток, дней недели, их последовательности и умение определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знание названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умение определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умение определять длительность временного интервала; прослеживание возрастных изменений в человеке, последовательность происходящих событий.

Для выявления уровня развития временных представлений у старших дошкольников с ЗПР нами были проведены следующие диагностические методики: «Изучение представлений о частях суток» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго), направленных на выявление у детей умения определять части суток и узнавать их по предлагаемым изображениям, «Изучение восприятия длительности временного интервала»  Р. С. Немова) для выявления  умения ориентироваться во времени, «Изучение представлений о временах года» (Р. С. Немов), направленной на выявление умения узнавать времена года по картинкам и указывать их существенные признаки, «Классификация «Сначала-потом» (О. В. Защиринской) для выявления у дошкольников умения устанавливать правильную последовательность событий, «Определение времени с помощью календаря и часов»  (Р. Ф. Галлямовой) для выявления умения определять время с использованием календаря и механических часов, «Определение последовательности изменений человека по возрасту» (Р. Ф. Галлямовой.)

Проведенная нами работа подтвердила результаты исследований О.М. Дьяченко, А.А. Люблинской о том, что дети с ЗПР имеют трудности в дифференциации частей суток, их последовательности,  распознавании основных режимных моментов, связанных с определенными частями суток. Дошкольники с трудом определяют длительность временных интервалов, не могут спланировать свою деятельность в течение заданного интервала времени. Для детей с ЗПР характерна бедность представлений о временах года. Они путают названия месяцев, их последовательность, затрудняются в узнавании и дифференциации времен года по опорным картинкам, не знают сколько месяцев образуют «сезон», из каких месяцев состоит данный сезон.

Так же нами было выявлено, что дошкольникам с ЗПР легче распознавать времена года с ярко выраженными отличительными признаками (зима-лето, зима-осень), а наиболее сложны для распознавания времена года со сходными признаками (весна-осень). При этом детям трудно устанавливать последовательность событий, их временные рамки, они с трудом раскладывают картинки на установление правильной последовательности, не могут аргументировать свой выбор.

При исследовании умения определять время с помощью часов и календаря, в нашем исследовании было подтверждены доказанные Р. Ф. Галлямовой, сведения о том, что дошкольники не умеют работать с часами, с трудом и не точно определяют время, не могут установить указанное время на макете часов. Они не могут назвать текущий месяц, день недели по календарю. При выполнении задания на расположение картинок с изображением людей разного возраста в порядке от самого младшего до самого старшего, и наоборот, дошкольники с ЗПР испытывают значительные трудности, путают местами картинки.

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию временных представлений: развитию умения называть части суток, времена года, расширению их представлений о временных отрезках. Развитое чувство времени будет способствовать детям с ЗПР стать более организованными, дисциплинированными, что необходимо для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Просмотров работы: 301