РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА ЛИДЕРА» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА ЛИДЕРА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу нуждается в гражданах, способных  по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

В настоящее время подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Актуальность исследования  связана с возникшей  в  условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.

Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных  педагогов и психологов: Б.Д. Парыгина, И.П. Иванова, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Мудрика, Р.Л. Кричевского, К.Бэрда, Р.Стогдилла, Ф. Фидлера, К.Левина и других. Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, Л.И.Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга, Г.М. Андреевой и др.

У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Современные социально-экономические условия развития российского общества актуализировали проблему определения эффективных способов  не только выявления, но и способов формирования  лидерских качеств и  личностного развития.

Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем, и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т. п.. Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Как  процесс - предполагает наличие влияния, как свойство - представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Он обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально  назначенный или избранный руководитель.

Лидером, как правило, становится человек, которого члены группы сами выбирают и признают и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт, которая в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Два крайних подхода породили третий  вариант решения проблемы, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Потому что лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Различают: формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались, ученые не различали лидеров, не предполагали их классификацию. Дальнейшие исследования позволили выявить и описать различные типы лидеров: по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Таким образом, можно сказать, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и неразъединяемый процесс. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы. Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству.

Общество сверстников - это и важный канал информации, и вид эмоционального контакта, и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые  вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными; формируют сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но  дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведь одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).

Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других - значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает, что способствует формированию лидерских качеств - инициативности, коммуникабельности, способности к самостоятельному выбору. Лидерами не рождаются, ими становятся; личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, а подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Одной  из целевых установок школы является подготовка школьников к общению и взаимодействию в современном обществе, поэтому эффективными условиями для развития и становления лидерских качеств  у подростков старшего возраста может стать практико-ориентированный проект «Школа лидера». Школьное сообщество оказывает сильнейшее влияние на развитие подростка, поэтому важно насколько разумно с точки зрения воспитательного влияния на растущего человека оно организовано.

 В соответствии с программой «Мы вместе» по организации совместной деятельности учащихся  МОУ «Веневская СОШ №2» через детские и молодежные общественные объединения и организации, в рамках второго обучающего этапа  «Школа лидера» участниками программы был совместно разработан одноименный проект «Школа лидера» по подготовке лидеров детских и молодежных общественных объединений организаций. По типу проект - практико - ориентировочный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Была проведена серьезная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, тщательно продумана структура, даже сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.

Для работы над проектом были определены  его цель, задачи и структура; организована система занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легла концепция деятельностного подхода к развитию личности, в рамках которой очевидно, что развитие возможно только в деятельности. Таким образом, лидерами  не рождаются - лидерами становятся в процессе реализации определенной деятельности, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

Цель проекта - подготовка лидеров  детских и молодежных общественных объединений и организаций - решается   через реализацию ряда задач:  формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя; получение опыта лидерства, руководства; развитие инициативы; умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях и др. Большое внимание было уделено вопросу  формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, а так же умения принимать решения, плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.

За три года реализации проекта «Школа лидера» накоплен практический опыт, обогащено содержание теоретической части, разработаны практические занятия. Функционирование такой школы позволило отработать методы и средства обучения и воспитания, процесс коммуникации, диагностический инструментарий.

На этапе реализации проекта для формирования лидерских качеств предполагается одновременное создание в образовательном пространстве таких условий, как прогнозирование и развитие качеств личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга лидерских качеств у детей; отбор содержания разных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у детей; создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития, что способствует формированию позитивных лидеров, способных организовывать социально значимую деятельность. 

В структуре проекта  выделяем теоретическую часть, включающую систему «мастер - классов» по направлениям: слагаемые успеха организатора, лидер и коллектив, лидер и конфликт, чемодан лидера, детские и молодежные общественные объединения и организации  Тульской  области, ученическое  самоуправление, сотрудничество в досуговой деятельности и другие.  Сюда же входит ознакомление  с технологией  КТД: правила организации, оформление, конкурсные программы, микроигры и тематические дни. Особое внимание уделяется социальному проектированию - как средству, которое затрагивает все стороны личности и охватывает различные виды деятельности.

По завершении «мастер-классов» начинается процесс уточнения, анализа и систематизации полученной подростками информации, происходит обсуждение индивидуальных вариантов участия в практической части проекта. Реализуя которую, создаем условия, организуя групповые занятия с подростками  по направлениям: лидер, наследие Л.Н. Толстого в деятельности ДОО «Муравейное братство», прикладное искусство, очень умелые ручки, народное творчество, вокал и хоровое пение, танцевальный, театральный, волейбол, баскетбол, мини-футбол, пять олимпийских колец, стрельба из пневматической винтовки и другие. 

Используем упражнения игрового характера, энергизаторы, активаторы, тренинги - разминки, давая воспитанникам возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость.  На этих занятиях подростки смогут позволить себе не согласиться друг с другом, высказать свое непохожее на других мнение по тому или иному вопросу.

По ходу практической части разрабатываем и реализуем КТД разной направленности (тематические дни, игры по станциям, ролевые игры и т.д.), разрабатываем социальные проекты, осуществляем монтаж слайдов, видеофильмов о проделанной работе, поддерживаем связь со СМИ.

В ходе реализации проекта «Школа лидера» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы привлекаются учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.

Природа самой деятельности  должна служить основой для развития гармоничной личности, так как именно деятельность выдвигает ребенка на роль лидера. Отбор и постоянное обогащение видов деятельности, ориентированных на высокие социальные цели  позволяют подростку реализовать свои желания, личные наклонности, интересы и, наконец, занять благоприятное положение в группе.

При этом важно  педагогическое стимулирование лидерства, осуществляемое как непосредственно, так и опосредованно на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогам важно направить усилия детей на то, чтобы деятельность была целесообразной, социально значимой. Задача педагога - способствовать формированию уважения друг к другу, дружбы, взаимной выручки и взаимной ответственности. В конкретных делах, улучшающих существующую действительность, должны проявляться умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека [].

 

Список  литературы:

  1. Андреева, Г.М.  Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
  2. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота [Текст] / Т.Вежевич // Народное  образование. - 2009. - №3. - с. 194-197.
  3. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. -  №5. - с. 23-25. 
  4. Мухина, В. С.  Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. -  608 с. 
  5. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. - 2011. - №8. - с. 31-34.
Просмотров работы: 307