Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Выявление характеристик тревожности позволит целенаправленно организовывать коррекционную и профилактическую работу с такими детьми, сформировать адекватные способы поведения в психотравмирующих ситуациях, тем самым подготовить их к переходу в новую школьную среду. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи, такие как Р.Бендлер, Дж. Гриндер, П.Жане, Ч. Спилбергер, З.Фрейд, В.Франкл и др., анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме школьной тревожности (Л.В. Бороздина, Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, A.M.Прихожан и др.) рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.
В настоящее время ряд авторов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов и др.), снижению самооценки (Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, А.И. Липкина и др.), возникновению трудностей в обучении.
Для исследования уровни тревожности учащихся МОУ СОШ №36 были использованы следующие методики:Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, Проективная методика «Я в школе», Методика «Лесенка», Проективная методика «Дерево», Тест школьной тревожности Филипса.
После интерпретации полученных результатов было выявлено:
Слишком завышенного уровня тревожности выявлено не было, за исключением нескольких учащихся, у которых повышенный уровень тревожности в переживании социального стресса.
Обобщая результаты всех пяти исследований, можно сделать вывод, что, уровень школьной тревожности у младших школьников немного повышен. Чаще всего наблюдается средний уровень (тревожность в норме или чуть повышена. Ребенок чувствует себя немного некомфортно в некоторых школьных ситуациях, в частности в ситуации самовыражения). У нескольких детей выявлен высокий уровень тревожности(немного повышенная тревожность, в ситуации проверки знаний и переживании социального стресса). Именно с такими детьми следует проводить профилактическую работу для снижения уровня тревожности.