ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процент школьников, обладающих той или иной степенью тревожности, которая в дальнейшем может перерасти в патологический страх, невроз и прочие тяжёлые эмоциональные расстройства, достаточно высок.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Выявление характеристик тревожности позволит целенаправленно организовывать коррекционную и профилактическую работу с такими детьми, сформировать адекватные способы поведения в психотравмирующих ситуациях, тем самым подготовить их к переходу в новую школьную среду. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи, такие как Р.Бендлер, Дж. Гриндер, П.Жане, Ч. Спилбергер, З.Фрейд, В.Франкл и др., анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме школьной тревожности (Л.В. Бороздина, Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, A.M.Прихожан и др.) рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.    С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в  общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.

В настоящее время ряд авторов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний,  учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов  и др.), снижению самооценки (Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, А.И. Липкина и др.), возникновению трудностей в обучении.

Для исследования уровни тревожности учащихся МОУ СОШ №36 были использованы следующие методики:Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, Проективная методика «Я в школе»,  Методика «Лесенка», Проективная  методика «Дерево», Тест школьной тревожности Филипса.

После интерпретации полученных результатов было выявлено:

  1. По Модифицированному варианту анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой больший процент детей имеют 3й (положительное отношение к школе, но она привлекает больше внеучебными сторонами) и 4й (хорошая школьная мотивация) уровень. Меньший процент- 2й (низкая школьная мотивация) и 5й (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности) уровень.
  2. Анализ проективной методики  «Я в школе» показал, что у большинства детей в классе наблюдается  вполне позитивное отношение к школе вообще, и к учителям в частности. Это выражается в изображении учителей и школы в светлых, ярких тонах. Чаще всего рисуют своих одноклассников,  рисуют их более светлыми тонами. Тревожность в отношениях с ними низкая у всех школьников.
  3. Проективная  методика «Дерево» выявила, что чаще всего дети выбирали человечка под номером  20.Такую позицию часто выбирают учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.-Некоторые дети выбирали человечка под номером 11 и 10. Выбор позиций № 11 и 10 характеризует установку на общение, дружескую поддержку, а также указывает на нормальную адаптацию. Дети склонны к преодоления неудач и препятствий с высоко поднятой головой. Чаще всего у них адекватное восприятие себя и своих товарищей. Меньшее количество детей выбрали номер  9.Это говорит о мотивации к развлечениям, т. е. такие дети склонны больше ориентироваться на внеучебные мероприятия.
  4. Методика  «Лесенка» показала, что самооценка у половины  детей адекватная. Часть детей имеет слегка завышенную самооценку. А у небольшого количества детей наблюдается заниженная самооценка.
  5. По тесту школьной тревожности Филипса было выявлено, что наибольший процент тревожности учащихся проявляется в потребности достижения успеха, страхе самовыражения, страхе ситуации проверки знаний.

Слишком завышенного уровня тревожности выявлено не было, за исключением нескольких учащихся, у которых  повышенный уровень тревожности в переживании социального стресса.

Обобщая результаты всех пяти исследований, можно сделать вывод, что, уровень школьной тревожности у младших школьников немного повышен. Чаще всего наблюдается средний уровень (тревожность в норме или чуть повышена. Ребенок чувствует себя немного некомфортно в некоторых школьных ситуациях, в частности в ситуации самовыражения). У нескольких детей выявлен высокий уровень тревожности(немного повышенная тревожность, в ситуации проверки знаний и переживании социального стресса). Именно с такими детьми следует проводить профилактическую работу для снижения уровня тревожности.

Просмотров работы: 122