РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важное значение для развития общения имеет воздействие взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком. Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности.

Трудности общения детей с аутизмом проявляется в несформированности  основных форм коммуникации, снижении потребности в общении. Недостаточность вербальных и невербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с другими людьми, становится препятствием в формировании игрового, воспитательного и образовательного процессов.

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения. Дети с РДА не способны учитывать интересы и намерения собеседника, им трудно адекватно начать и закончить разговор, придерживаться темы беседы, они не понимают невербальных сигналов другого человека, не устанавливают зрительного контакта с собеседником.

По мнению Т. Питерса,  для развития вербальной формы общения у аутичных детей понадобятся визуальные коммуникативные системы, в которых связь между символом и значением становятся очевидной. Это так называемые карточки для работы с аутичными детьми. Так же он предлагает воздерживаться от использования языка жестов так как аутичные дети не понимают смысла жестов.

В отличие от Т. Питерса, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, наоборот, предлагают уделять особое внимание отработке возможности пользоваться жестами  (указательным, утвердительным и отрицательным),  развивать жестовую речь; только после освоения жестов переходить к речевому обучению.

Согласно О.С. Никольской, Е. Р. Баенской, М.М. Либлинг, во взаимодействии с  другими людьми у детей с РДА развиваются формы общения. Имеющиеся отклонения в формировании форм общения со взрослыми у аутичных детей свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных занятий. Занятия с аутичными детьми отличаются  от занятий с другими детьми. Это постоянное непрерывное вовлечение аутичного ребенка в процесс совместной деятельности. На занятиях с аутичными детьми используются все методы обучения: практические, наглядные, словесные, работа с книгой. Само совместное занятие выступает как  особый метод обучения и возможно только после установления эмоционального контакта между ребенком и взрослым.

Е. Янушко отмечает, что  развитие форм общения аутичного ребенка на совместных занятиях со взрослыми состоит из трех этапов: развитие интереса к происходящему, развитие активности, развитие речи и жестов. Развитие активности является важным звеном в коррекционной работе. Только в том случае, когда ребенок будет активен на занятиях и заинтересован в конечном результате, можно говорить о возможности развития форм общения. Активным ребенок будет только тогда, когда ему будет интересно происходящее на занятиях.

После того, как ребенок станет проявлять интерес к занятиям, можно переходить к развитию активности. Взрослый побуждает ребенка к активным действиям, то есть создает ситуации, когда ребенку приходится включаться в занятие. Это может быть недорисованная деталь в рисунке, недочитанное слово в предложении, не до конца рассказанный стишок, неправильно собранная пирамидка и так далее. Аутичному ребенку очень важно получить конечный результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому на занятиях часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Даже если взрослый точно знает, чего хочет ребенок в данный момент, не следует этого показывать. Необходимо побуждать ребенка выражать свои желания любым приемлемым способом - словом, жестом.

Совместные занятия с аутичным ребенком дают возможность развивать вербальные и невербальные средства коммуникации. Взрослый проговаривает все, что происходит на занятиях. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь.

Так же важно развивать активную речь, которая является средством проявления аутичным ребенком активности во время занятий. Взрослому надо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.  Внимательно наблюдая за  реакциями ребенка, надо понять, что он пытается сказать, даже если это невнятное бормотание. Поняв, необходимо повторить четко постой фразой, предлагая тем самым ребенку образец правильной речи.

Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется использовать речь для коммуникации, целесообразно учить его пользоваться и другими выразительными средствами общения, в первую очередь, жестами. Ребенок может предпринять попытку побудить взрослого к совершению каких-либо определенных действий. Все активные действия по отношению к взрослому можно рассматривать как попытку общения. Необходимо поддерживать несущие важную смысловую нагрузку действия и жесты, закреплять их путем повторения. Для этого сначала необходимо показать ребенку, что его действие понято, затем в похожих ситуациях провоцировать его на повторение, в дальнейшем использовать этот жест самим. Также следует развивать указательный жест, жесты «дай», «на»; придумать новые жесты, которыми аутичный ребенок будет пользоваться при взаимодействии с окружающими. В результате такой работы у ребенка появится «арсенал» жестов, при помощи которых он сможет выражать свои желания.

Так как дети с диагнозом РДА воспринимают информацию спонтанно, непроизвольно, то усвоение информации происходит очень избирательно. Специфика дефекта свидетельствует о трудности понимания того, что усвоил ребенок-аутист. Здесь, по мнению Е. Янушко, могут помочь задания с элементами рисования. Элементы совместного рисования открывают широкие возможности для обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Взрослый предлагает ребенку новые задачи, и часто ребенок соглашается принять их, потому что стремится к значимому результату. Сам процесс рисования  помогает развивать вербальное, невербальное  общения. Однако необходимо соблюдать постепенность, дозировано предлагать новый материал, обязательно учитывать желания и интересы ребенка, периодически возвращаться к наиболее значимым для ребенка темам. На совместных занятиях в процессе рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем мире. Это очень важно, так как позволяет научить аутичного ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета.

Общение аутичного ребенка в семье представляет собой серьезную психологическую проблему. На долю родителей выпадает трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Поэтому активное привлечение лиц ближайшего окружения к развитию общения детей с аутизмом является неотъемлемой частью всей коррекционно-развивающей работы с ними.

Просмотров работы: 5