К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования влияния стереотипов на становление самосознания старших школьников обуславливается, преимущественно тем, что юношеский возраст - это этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. В этот период  завершается формирование социально-нравственных оценок, поэтому от того, как на личность повлияет окружающая среда, в частности стереотипы, будет зависеть характер человека, его коммуникативные навыки, а так же морально-нравственные нормы.

 Изучение проблемы влияния стереотипов на самосознание  объясняется необходимостью минимизации негативных последствий стереотипизации, влияния острых стереотипных проявлений, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.

Очень важно изучить структуру и содержание стереотипов молодежи, так как изучая стереотипы можно определить духовно-ценностные источники развития общества. Стереотип - это неотъемлемый элемент нашего сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

 Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Существующие в обществе стереотипы поведения оказывают значительное воздействие на ход экономических, политических и многих других процессов, во многом обусловливая уровень национального развития.

Для правильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы влияния стереотипов  необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия «стереотип». Стереотип - эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов - знания и отношения (установки), причем знание это - стандартное, упрощенное, а отношение - эмоциональное. Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в ярлыках, ложных обобщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции.

В современной социальной психологии социальные стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные, связанные с социальными ценностями, и чрезвычайно устойчивые представления какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемые на всех ее представителей. Так, И. С. Кон пишет: «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующие класс таких явлений». Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой - они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение этого понятия, его объем, и содержание продолжают оставаться дискуссионными. Единой трактовки в определении понятия «стереотип» не существует до настоящего времени.

Существует традиционный подход, изучающий явление стереотипа, история которого насчитывает уже более полувека. Он связан с именем У. Липпмана, который подвергнув анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы - предвзятые мнения.

В последние 15-20 лет широко распространенным становится понимание стереотипов как продукта нормального когнитивного процесса, а стереотипизации - как составной части этого процесса. Этой точки зрения придерживались, в частности, Р. Нисбет, М. Росс, Д.Л. Гамильтон, Н. Кэнтор, Дж. Форгас, А.Г. Миллер, К. Макколи, М. Сегал, К. Ститт, В.П. Трусов, В.Н. Куницына, П.Н. Шихирев, В.С. Агеев и др. Вместе с тем, определение стереотипа как продукта когнитивного процесса противоречит традиционной точке зрения на социальные стереотипы как на иррациональное изолированное явление.

В раннем юношеском возрасте велика роль воздействия со стороны на личность человека, а так как стереотип является упрощенным, схематизированным, эмоционально окрашенным, связанным с различного рода ценностями, и чрезвычайно устойчивым представлением какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемым на всех ее представителей, то нетрудно сделать вывод о том, какое огромное влияние на становление самосознания в ранней юности оказывает стереотипное убеждение.

В процессе познания люди, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными у общества стереотипными представлениями о личностных свойствах других. Такие представления по целому ряду причин часто оказываются неадекватными. Это связано со спецификой происхождения стереотипов, их тенденцией к устойчивости, неполной представленностью в них существенных признаков и пр. Использование неадекватных стереотипов приводит к ошибочным умозаключениям. Для повышения качества межличностного познания стереотипные суждения следует рассматривать как подлежащие дальнейшей проверке гипотезы, при применении которых должна учитываться вероятностная достоверность лежащих в их основе посылок. Вместе с тем нельзя ограничиваться лишь ориентацией человека на рассмотрение информации, содержащейся в стереотипах, как гипотетической. Человек должен уметь проверять ее достоверность. Для качественного познания людей необходимо разработать научно обоснованную ориентировочную основу, включающую в себя эталонное представление о сущности и структуре личности, опираясь на которое можно охватить все существенные стороны познаваемого человека. При создании такой ориентировочной основы следует использовать все достижения психологии в области целенаправленной организации познавательной деятельности человека.

В ходе проведения исследования на данную тему по методике УСК было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает экстернальный локус контроля, а именно у 60% из выборки, это говорит о том, что они склонны объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. 40% испытуемых с интернальным локусом контроля характеризуются как люди, которые считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы.

 Опросник самоотношения в средним выявил  высокий уровень принятия  и доверия себе у испытуемых, но в отдельных случаях результаты были низкими, что говорит о доверии другим больше, чем себе. Проведение методики ЛД выявило, что испытуемые являются, в основном пассивными и подвержены влиянию со стороны. Проективная методика «Портрет современного молодого человека» выявила, что у 60% испытуемых мнение сформировано под давлением внешних факторов, в большинстве своем влияние оказывают семейные установки. В общем, можно наблюдать закономерность: около 60% испытуемых подвержены влиянию со стороны.

В заключении можно сказать, что влияние стереотипов на становление самосознания в старшем школьном возрасте прослеживается довольно сильно.

Современное общество навязывает людям стереотипы различного рода и направленности(социальные, гендерные, возрастные, семейные, профессиональные и т.д.). Если бы влияние стереотипов на становление личности было не так велико, как показывают исследования в настоящее время, то это не представляло бы из себя проблему. Но сложившаяся ситуация требует вмешательства. Такое вмешательство может оказать психолог. Существуют различные программы по профилактике влияния стереотипов на становление самосознания личности, включающие в себя методики на повышение самооценки, отстаивание собственного мнения, снижения уровня конформности и т.д. Тем самым, своевременная консультация психолога, вероятно, снизит уровень вредного влияния стереотипов на становление личности.

Просмотров работы: 78