ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающие субъективное оценочное отношение к существующим возможным ситуациям.

Школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмы его регуляции. Именно в контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, порождающие у школьников состояния эмоционального перенапряжения; в дальнейшем их "следы" приобретают устойчивость и проявляются в том или ином образе жизни и стиле поведения. Проблемы эмоционального развития школьников присутствует во всех типах школьных учебных заведениях. Проблемы эмоционального развития школьников поддерживаются неподготовленностью педагогических кадров к организации этого важнейшего раздела школьного воспитания.

Важнейшим этапом в дальнейшем эмоциональном развитии ребенка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать все более многообразные и сложные чувства. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность сменяется жизнь наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения и обиды и радость. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, сказки, фильмы, песни.

Современное состояние науки позволяет оценить важность эмоций в составе психосоматического формирования школьника. Так как выявлена и доказана тесная связь эмоций с когнитивным процессами, связь эмоций с состоянием здоровья, связь эмоций с процессами формирования личности.

Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам у младшего школьника.

Ребенку XXI века приходится" бороться" с такими страхами, каких не испытывал его сверстник прошлого века. Усложнение и расширение объема школьных программ, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушения, бедствиях, транслируемых по телевидению фильмы ужасов, боевики - все это формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей. Сложившая ситуация обуславливает психическое напряжение и тревожность, проявляющие в эмоциональных состояниях детей, что не может не влиять на развитие личности.

Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога, сверстников. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятное отношение с педагогом. Немалую роль в закрепление тревожность играют неадекватные ожидания со стороны родителей . Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типично причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. В плане школьной тревожности - это, прежде всего, ожидания, касающиеся школьной успеваемости.

Школьная тревожность у детей - первоклассников характеризуется эмоциональным переживанием и неуверенностью за свое благополучие. Чем выше тревожность, тем труднее даются ситуации, потенциально угрожающие самооценке, тем более вероятен дезорганизующий эффект тревожности. Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий.

В многообразие эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев и т.д.) переживание страха младшим школьникам занимает особое место. Очень часто дети скрывают свои страхи от родителей, стыдясь их открытого проявления. Если дети и пытаются рассказать о своих страхах, то их высказывание являются зеркальным отражением отношения страхам их окружения и меньше всего непосредственным выражением эмоций, владеющих ими в действительности.

Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональные состояния ребенка. Имен этот фактор отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка.

Страхи младшего школьника могут быть различны:

  • страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх
  • страх перед школьными помещениями
  • страх стоять у доски
  • страх спросить, не понять объяснения учителя
  • страх плохой отметки
  • страх вопросов учителя
  • страх забыть, что задано.

Детям школьного возраста необходима возможность самим пытаться находить выход из сложных жизненных ситуаций, чтобы затем вырабатывать стратегии, которые наилучшим образом подходят их личным желаниям и амбициям.

Просмотров работы: 123