Общими для всех детей с церебральным параличом являются сложности контроля над сознательными движениями и координированием работы мышц. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавании предметов на ощупь (стереогноза). Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя основная роль принадлежит двигательному анализатору.
Выраженные нарушения пространственного восприятия отмечаются у 80% детей, страдающих церебральным параличом. Большинство детей с церебральным параличом начинают школьное обучение с несформированным пространственным восприятием. Это проявляется в трудностях обучения чтению, зеркальности написания отдельных букв и целых слов. Страдает определение звука в слове. Большинство учащихся испытывают трудности при обучении математике.
Сравнивая развитие пространственной ориентации у дошкольников с нормальным развитием и дошкольников с церебральным параличом, выявлено, что дошкольники с ДЦП труднее и продолжительнее осваивают пространственную ориентацию, чем здоровые дети. Так, нормально развивающиеся дети в трёхлетнем возрасте, способны различать пространственные направления от себя. Дети соотносят пространственные направления с определенными частями собственного тела, так же различают противоположные направления. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами.
Дети четырехлетнего возраста, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх). Также дети этого возраста умеют передвигаться в заданном направлении.
В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов, передвигаться в заданном направлении.
К концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
В исследованиях Т.А. Дворниковой показано, что при гемипаретической форме детского церебрального паралича особенно часто наблюдаются нарушения в формировании ориентировки в собственном теле, у сидящего напротив человека.
Структура нарушений у детей с гемипарезом, по мнению И.И. Мамайчук, в значительной степени определяется локальными поражениями мозга. У больных с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, и при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций: уровня словесных обобщений, словарного запаса, характера суждений.
Так же наблюдаются своеобразные гностические расстройства по типу оптико-пространственных нарушений у детей с атонически-астатической формой церебрального паралича. Эти дети с трудом узнают перевернутые, перечеркнутые изображения и заштрихованные, иногда испытывают затруднения при выделении фигуры из фона, затрудняются в выделении основной фигуры на сюжетной картине.
Проведенное нами исследование особенностей ориентации в пространстве дошкольников с гемипаретической и атонически-астатической формами ДЦП, с сохраненным интеллектуальным развитием, показало, что у дошкольников выражены нарушения схемы тела, затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Дети не определяют пространственную удаленность, путаются в понятиях «далеко», «близко», «дальше», заменяют их понятиями «там», «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У большинства детей нарушено восприятие пространственных взаимоотношений между предметами.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в основном дошкольники с церебральным данные параличом находятся на среднем уровне по усваиванию основных пространственных категорий.
Таким образом, адекватная ориентировка в пространстве является основой формирования высших психических функций, социально-личностной сферы дошкольника, влияет на уровень актуального и интеллектуального развития ребенка. Формирование, развитие и совершенствование пространственных представлений у детей ведет к более полному познанию ими внешнего мира.