ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям на современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных тем является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь "ядром личности", самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

Самосознание представляет собой сложнейшее психологическое образование, возникающее в процессе психического отражения себя. Проблемы содержания и структуры самосознания взрослого человека обсуждались в трудах И.В. Вачкова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.Б. Орлова, А.Г. Спиркина,  В.В.Столина, Е.В. Шороховой, И.И. Чесноковой и мн. Др. Исследователи отмечают сложность структуры самосознания, его многоуровневость, отражение в самосознании исторической, социальной и уникальной сущности человека.

Система самосознания взрослого человека развернута и дифференцирована, она включает «Я» прошлое, настоящее и будущее, «Я» реальное и идеальное, «Я» физическое и духовное, «Я» индивидуальное и социальное. В каждой из этих подсистем можно выделять когнитивный компонент (знание) и аффективный (отношение). Основным механизмом развития самосознания исследователи считают идентификацию, основным механизмом его функционирования - рефлексию (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн и др.).

Источниками самосознания являются перцептивный, когнитивный, социальный опыт; движущей силой - взаимодействие с природным и социальным окружением. Считается, что индивидуальная специфика самосознания определяется ценностными ориентациями конкретной личности.

В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. В каждом элементе самосознания выделяются когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. От своевременности развития указанных структурных элементов самосознания зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой у детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Г.И. Ефремовой, В.В. Кисовой и др.).

 Структурные элементы самосознания, формирующиеся в дошкольном возрасте как при  нормальном интеллектуальном развитии, так и при его задержке приобретают характер мотивирующего средства для овладения своим поведением. Критерием совершенствования самосознания можно считать его дифференциацию, позволяющую дошкольнику говорить о своем прошлом и будущем, устанавливать правильную возрастную последовательность, давать эмоционально окрашенное самоописание и представлять себя в ситуациях социального взимодействия, адаптивное поведение в которых требует эмоциональной децентрации и понимания моральной нормы.

Согласно исследованиям Столина В.В. качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём "Я", слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе (персонифицирование своего "Я", или недооценка), отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.

Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие познавательную сферу детей с ЗПР (недостатки в восприятии и мышления, низкий уровень обобщённости и осознаваемости, логическая непоследовательность, повышенная зависимость от мотивационной и эмоциональной сферы), говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими других людей и самих себя, а, следовательно, и на отношение к другим и к себе.

Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа "Я", потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво.

Стимуляция интереса к себе, расширение представлений о социальном окружении, развитии социальных эмоций, возможностей самооценки, работа, направленная на осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия и эмоциональной децентрации, способствуют совершенствованию самосознания детей с ЗПР.

Для выявления уровня развития самосознания у старших дошкольников с ЗПР нами были проведены следующие диагностические методики: «Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации» (Белопольская Н.Л.); «Физическое Я» (Белопольская Н.Л.); «Лесенка» (Щур В.Г.); «Проба Де Греефе»; «Изучение уровня притязаний детей дошкольного возраста» (Урунтаева Г.Я.).

По результатам проведения всех диагностических методик было выявлено, что детям с ЗПР характерны отставания во всех аспектах самосознания: когнитивном, эмоциональном, поведенческом. Отставания в когнитивном аспекте характеризуются недостаточным знанием о себе, недетализированностью описания себя по фотографии.  У детей возникают затруднения при детализации частей тела и определении их функций, односложно отвечают  на вопросы о функциональном назначении частей тела. Допускают ошибки в построении последовательности идентификации: младенец - дошкольник - школьник.

Отставания в эмоциональном аспекте характеризуются неадекватными самооценкой и уровнем притязаний. Дошкольники с ЗПР ставят себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называнием каких-то своих недостатков и промахов, которые являются внешними, независящими от него, причинами; считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной.

Отставания в поведенческом аспекте характеризуются недостаточной готовностью к определенному образу действий в отношении объекта, самоуправлением, саморегуляцией своего поведения. После правильного выполнения легкого задания предпочитает вновь легкое. На эффективность выполнения задания существенно влияет сам факт присутствия взрослого, а также создание внешней мотивации. Они хорошо следуют указаниям взрослого, однако самостоятельно продолжение деятельности вызывает трудности.

Таким образом, качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём "Я", слабостью рефлексии, размытостью оценок своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе, отсутствием позитивного отношения к себе.

Просмотров работы: 120