РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В методике обучения детей изобразительной деятельности, по мнению Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном  положении, в каком находился этот объект в момент восприятия [1]. Смысл такого рисования в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем его воспроизведению.

В рекомендациях Т.С. Комаровой говорится, что рисование по памяти чаще всего проводят в подготовительной группе или в старшей в конце года. Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, мало детальные (игрушка: кукла, Петрушка, мягкие игрушки - животные, транспорт и т.п.). Возможно изображение простых пейзажей: дерево и кустик посредине поляны, двуствольная береза, гриб у пенька и т.п. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, запоминался (формой, цветом, величиной) [1].

Г.Г. Григорьева уточняет, что рисование по памяти, как правило, следует за наблюдением и максимально приближено к нему по времени. Перед наблюдением дается установка внимательно рассмотреть, запомнить объект, чтобы нарисовать очень похоже. Такую цель надо ставить после первого целостного эмоционального восприятия, иначе непосредственное искреннее чувство потеряет свою яркость [1].

Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения [4].

В процессе наблюдения следует предлагать детям увидеть, запомнить какие-то детали, особенности предметов. Такое наблюдение-анализ можно провести утром в день занятия или накануне, если объект (пейзаж) расположен на территории детского сада. На самом занятии надо дать детям возможность вспомнить (каждому про себя, может быть, закрыть глаза) и представить картину, предложить подумать, с чего начать изображение.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Например, с детьми шестого года жизни (старшая группа) наблюдение может быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к более активному восприятию, ответам на вопросы, элементарным сравнениям и обобщениям. Можно организовать повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания.

Г.Г. Григорьева подчеркивает, что дети подготовительной группы уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать свое отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года[1].

Дети седьмого года жизни способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений.

Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. [3].

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста умения рисовать по памяти, мы пришли к следующему выводу. Данный вид рисования в практике дошкольных образовательных учреждений используется весьма редко, либо не используется вообще.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

2. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева // Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 1997.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет. - М., 2006.

4. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1985.
Просмотров работы: 50