ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В многонациональном российском обществе особую актуальность и сложность приобретает проблема поликультурной социализации детей, что объясняется усилением процессов национально-культурного самоопределения народов, расширением миграции населения при отсутствии элементарных навыков межнационального взаимодействия. Для успешной поликультурной социализации необходимы новые подходы к изучению культурных особенностей разных народов, их бытового уклада, жизненных приоритетов, мировоззренческих установок и так далее.

Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей. В числе приоритетных подходов функционирования системы национального воспитания ученые называют принцип от «близкого к далекому», что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом. Это позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. В связи с этим одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т.е. этнопедагогическое пространство. [3]

Современными исследователями установлено, что восстановление этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического обоснования совокупности требований, предъявляемых к специалистам, обеспечивающим реализацию этнокультурного компонента содержания дошкольного образования. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, для успешного ведения учебно-воспитательной работы в условиях полиэтнической среды необходим учет национальной психологии, местных условий. Этнокультурный подход требует от педагога осознания того, что каждый ребенок является уникальным представителем своей культуры. Во-вторых, воспитатель, организуя взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона выступает в роли посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации. В-третьих, ориентация системы образования на учёт региональных особенностей, развитие национальных образовательных учреждений побуждают педагогов обращаться к величайшему пласту педагогической мудрости - педагогике народов. Следует уделять внимание творческому использованию прогрессивного воспитательного опыта и традиций конкретного народа. Воспитание на народных традициях, обычаях предполагает более высокий уровень подготовки, чем просто педагогическое образование. Оно требует знания педагогической сущности традиций и обычаев этноса, умения использовать их в профессиональной деятельности. В-четвертых, национально-региональная система образования должна учитывать выработанный столетиями опыт народной педагогики в воспитании уважительного отношения к окружающим, любви к природе родного края, бережливости, трудолюбия. В связи с этим возрастает роль педагогов, которые с детства глубоко впитали дух народных традиций, хорошо его чувствуют и передают.

Профессиональная готовность к реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования понимается нами как совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, его научно-теоретическая и практическая подготовка. Она рассматривается нами в единстве двух аспектов: как результат национального воспитания и как результат специально организованной этнопсихологической и этнопедагогической подготовки. Первый аспект обусловливает формирование национального самосознания и устойчивого мотивационно-ценностного отношения к народной педагогике (личностный компонент). Второй связан с формированием у педагогов знаний и умений, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования (процессуальный компонент).

Осознание личностью этнокультурных особенностей общности, а, следовательно, этнических значений, отражающих объективные свойства и связи объектов и явлений этнокультурной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, обуславливает формирование этнической самоидентификации, определяющей собственную принадлежность к общности. Осмысление личностью своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями говорит о сформированном национальном самосознании.

Национально-ценностная ориентация личности, по мнению ряда исследователей, является элементом профессиональной культуры педагога, так как приобщение личности к национальному культурному космосу, включение человека в разветвленную и самобытную иерархию ценностей той или иной исторически сложившейся культуры является важнейшим условием воспитания и сохранения личности целостной и творческой. Человек, укорененный в национальной культуре, наследующий традиционные ценности и идеалы, по природе своей созидателен, его этика жизнесберегающая.

Движущей силой образовательного процесса, проявляющейся в интересах и склонностях, внимании к содержанию образования и способам его приобретения является мотивационная сфера личности педагога. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что наличие мотивационно - ценностного отношения к народной педагогике в контексте нашего исследования является одним из важных требований, обусловливающих деятельность педагога по реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования.

Основными показателями сформированности мотивационно - ценностного отношения являются: осознанность значимости традиций народного воспитания и их места в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; познавательная активность, определяемая отношением к явлениям народной педагогики; устойчивая потребность в этнопедагогизации процесса воспитания детей. По своей природе мотивационно - ценностное отношение интегративно и выступает как личностный компонент профессиональной готовности.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования важно наличие этнопедагогической направленности личности - такого психического свойства, в котором выражаются потребности в приобретении этнопедагогических и этнопсихологических знаний, в изучении народной культуры, которые перерастают в мотивацию и побуждают личность к осуществлению соответствующей деятельности, т.е. приобретать знания, изучать культуру; на основе этого складывается определенная система убеждений, взглядов на национальное, этническое воспитание, вследствие чего возникает установка на осуществление этнопедагогической деятельности.

Содержание процессуального компонента профессиональной готовности педагога к реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования определяется комплексом теоретических и методических знаний и педагогических умений.

Многие исследователи проблем формирования знаний выделяют два её аспекта: предметный (содержательный) и методический. Под предметными знаниями мы понимаем те, которые являются результатом и одновременно средством познания в области этнопсихологии и этнопедагогики. Методические знания необходимы для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, включая определение целей и задач данного процесса, отбор материала из "сокровищницы" народной педагогики, планирование и реализацию педагогических воздействий, контроль и регулирование результатов данной деятельности.

Предметный и методический компоненты взаимодействуют между собой, поскольку являются частями одного целого. Несформированность одного из компонентов нарушает целостность педагогического процесса. Педагог, обладая прекрасными предметными знаниями, может не иметь представлений о том, как передавать эти знания подрастающему поколению. С другой стороны, научить этому можно лишь при наличии определенного уровня предметных знаний.

Круг значимых знаний у педагога в исследуемой нами области определил Г.Н. Волков.[3] Среди них:

- основные явления и понятия народной педагогики;

- ребенок как объект и субъект воспитания;

- факторы воспитания;

- методы, приемы и средства воздействия на чувства, сознание и поведение детей в системе народного воспитания;

- идеалы совершенного человека в традиционной культуре воспитания;

- целостный процесс формирования личности в народной педагогике;

- народные воспитатели и народные педагоги.

На базе знания основ национальной культуры у педагогов формируется мотивация к саморазвитию в ней; развиваются историческая память, патриотические, гражданские, нравственные чувства; формируются навыки и умения, необходимые для воспроизводства элементов национальной культуры в жизни. В идеале должна быть сформирована личность - носитель народной педагогики.

Довольно точное описание личности - носителя народной педагогики дает в своем исследовании К.Ш. Ахияров: «Обязательны при встрече приветствия и расспросы о родителях или детях, о родственниках, о самочувствии... Если в ходе разговора собеседник проявил бестактность, носитель народной педагогики подправит, подскажет пути исправления. Но поучение пойдет чаще не от его имени, а в форме пословицы или поговорки, совете предков, изречения из священных писаний, эвфемизма... Носитель народной педагогики не пройдет равнодушно мимо безнравственного проступка, постарается остановить или предотвратить безобразие. Он обязательно расскажет домочадцам о случившемся и выразит своё мнение об увиденном. Для стиля общения характерна также вера в добрые начала в человеке: стремление вызывать у людей уважение к себе, милосердие его души, созидательные, конструктивные силы и возможности, справедливый выбор, стремление к гармонизации своих чувств, поведения - одним словом, отношение к человеку с положительными социальными ожиданиями». [2]

Приведенные примеры показывают, насколько глубоко педагог должен понимать психологию национального характера и на этом выстраивать педагогические отношения с ребенком.

Развитие специальных способностей, связанных с овладением знаний народной педагогики, педагогических способностей, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, социально-личностных качеств, наличие которых составляет необходимое условие успешной этнопедагогической деятельности - предполагает формирование этнопедагогической культуры педагога.

Этнопедагогическое сознание в совокупности с этнопедагогическим мышлением и этнопедагогической деятельностью составляют личностное образование педагога - этнопедагогическую культуру. Её формирование обусловлено спецификой педагогической деятельности и требованиями, предъявляемыми к педагогу в современных условиях. Поэтому основным требованием, обусловливающим деятельность педагога по реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, мы считаем, является сформированность его этнопедагогической культуры.

Теоретические и практические исследования, проведенные по данной проблеме отечественными специалистами, позволили А.Ю. Арабову и Г.Ю. Нагорной выделить следующие компоненты этнопедагогической культуры педагога:

- любовь к детям;

- умение использовать аксиологические потенциалы народной педагогики;

- знание индивидуально-личностных особенностей ребенка;

- умение использовать этнокультурные традиции воспитания пола;

- умение работать с многонациональным составом учащихся;

- педагогический такт и соблюдение традиционных норм этикета;

- знание истории и культуры народов; способность к самоопределению в культуре, умение синтезировать общечеловеческое достояние национальных культур. [1]

К данному перечню мы бы добавили и такой немаловажный, на наш взгляд, компонент, как восприимчивость к народной педагогике. Действительно, можно иметь знания и умения, но не иметь желания их использовать. Поэтому, применительно к настоящему исследованию под восприимчивостью к народной педагогике мы понимаем активное её восприятие, усвоение и использование в практической педагогической деятельности.

Этнопедагогическая культура, по мнению М.Г. Харитонова, представляет собой интегральный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя подход к обучаемым с позиций гуманизации образования, мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения в процессе этнопедагогической деятельности и как итог этого - рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач. [4]

Используя рациональную сторону приведенных суждений в сочетании с собственным взглядом на предмет изучения мы дали формулировку понятия «этнопедагогическая культура» - это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематической, целенаправленной этнопедагогической подготовки на основе мотивационно - ценностного отношения к народной педагогике, накопления познавательно-ценностного опыта этнопедагогической деятельности, сформированного национального самосознания, актуализирующееся в понимании воспитательной сущности ценностей традиционной педагогической культуры народа, их адекватного использования в современной образовательной практике.

В контексте нашего исследования необходимо подробнее остановиться на деятельностно - практическом компоненте этнопедагогической культуры. Личность, как известно, формируется в деятельности и, прежде всего, в ведущей деятельности. Для педагога таковой является педагогическая деятельность. Исходя из логики педагогического процесса, установлено, что в основе деятельности педагога лежат целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Каждому из выделенных компонентов деятельности педагогов по реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования присущи свои основные умения.

Проведенное теоретическое исследование показало, что основными требованиями, обусловливающими деятельность педагога по реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, являются: понимание значимости этой деятельности на современном этапе (направленность на осуществление этнопедагогической деятельности), наличие совокупности этнопедагогических знаний и умений, устойчивое мотивационно-ценностное отношение к народной педагогике, восприимчивость к ней (понимаемая как активное её восприятие, усвоение и использование в практической педагогической деятельности), сформированное национальное самосознание и этнопедагогическая культура личности.

Литература

1. Арабов, И.А. Этнопедагогика : учеб. пособие / И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная - Карачаевск : Изд-во Карачаево-Черкесского ГПУ, 1999.

2. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа: монография / К.Ш. Ахияров. - Уфа: БашГПУ, 2000.

3. Волков, Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики / Г.Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. в 4 частях. Ч.1. - Чебоксары, 1991. - С. 6-21.

4. Харитонов, М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы монография / М.Г. Харитонов. - Чебоксары: ЧувГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004.
Просмотров работы: 43