ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общее личностное становление человека как основная цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности.

Изучению речевой активности дошкольников посвящен ряд исследований (А.Г Арушанова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Гвоздев, Т.И. Гризик, Н.А. Ипполитова, М.И. Лисина, М.Р. Львов,  Т.М. Смирнова,  Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и др.).

Признавая важность отечественных исследований речевого развития дошкольников выявлено, что на данный  момент существует огромное количество методик, выявляющие определенные стороны речи дошкольников, но не создано, ни одной методики, которая бы могла выявить речевую активность.

Проанализировав основные причины снижения речевой активности детей, мы выделили наиболее значимые:

- резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе;

- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;

- недостаточное внимание воспитателей к вопросам речевого развития детей в ходе воспитательно-образовательного процесса, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности.

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие речи, и о необходимости поиска новых путей и средств развития речевой активности, актуальность данной темы обусловлена ее теоретическим значением в соответствии с непосредственным запросом практики.

В своей работе мы предприняли попытку восполнить указанный недостаток, разработав программу по развитию речевой активности у старших дошкольников. Обучение осуществлялось поэтапно.

На первом этапе проводились занятия, игры и упражнения, подготавливающие детей к построению повествовательных рассказов и использования связей при построении высказываний.

На втором этапе обучения  мы формировали у детей представления о структуре описательного и повествовательного текста, учили составлять последовательно логические предложения, строить лаконичный рассказ, развивая основную линию темы сюжета.

На следующем этапе обучения развивали у дошкольников умения создавать собственное высказывание, анализировать литературный текст, пользоваться различными средствами связи.

Таким образом, можно утверждать, что, прежде всего, развитие активной речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской речи должна быть организация игровой деятельности.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Текст] / Л.С. Выготский // Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982.

3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

4. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова - М.: Академия, 2001.

5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001.

Просмотров работы: 92