РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека, в котором происходит активное освоение окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Целью экспериментального исследования являлось изучение исходного уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Познавательная активность как интегральное качество личности включает ряд существенных компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный. В ходе теоретического анализа литературы было выявлено, что данные компоненты могут выступать критериями ее развития.

В первой серии эксперимента изучалось умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Анализ полученных результатов показал сравнительно одинаковые умения устанавливать причинно-следственные связи у дошкольников экспериментальной и контрольной группы. При этом отмечается несколько большая осведомленность и способность к установлению причинно-следственных связей детей контрольной группы, а также наличие у этих детей большей степени выраженности познавательного интереса. Высокий уровень на этом этапе показали 35% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Низкий уровень был отмечен в 20% случаев проявлений у детей экспериментальной группы и 10% случаев детей контрольной группы.

Во второй серии эксперимента выявлялось доминирование познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка. Результаты показали, что 80% детей экспериментальной группы и 75% детей контрольной группы выбирали игрушку, а книгу познавательного содержания выбрали всего 20% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы.

По результатам обследования деятельностного компонента познавательной активности в третьей серии эксперимента было выявлено, что в 56% случаев отмечается высокий уровень познавательной активности. В ответах детей проявляется исследовательский интерес к миру, дети хотят получать информацию о предметах и явлениях окружающего мира, проникнув в причинно-следственные связи явлений. Лишь 36% обследуемых детей проявили средний уровень познавательной активности - этих детей привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Всего в 8% случаев отмечается низкий уровень познавательной активности - дети удовлетворяются односложной информацией (например, их интересует реальность услышанной сказки, легенды и т.д.). Преобладают ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Результаты проведенного исследования показывают, что критерии познавательной активности у старших дошкольников проявляются неравномерно. В контрольной и экспериментальной группах преобладают с небольшим разрывом друг от друга сформированные на достаточном уровне когнитивный и деятельностный компоненты. Что касается мотивационного компонента познавательной активности, который связан с положительным эмоциональным отношением к исследовательской деятельности как мотивом, следует отметить его недостаточный уровень в обеих группах.

Мы предположили, что развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если рассматривать ее как качество личности, которое выражается в стремлении к познанию (Г.И.Щукина) и проявляется в когнитивном, мотивационном и деятельностном компонентах, а для ее стимулирования использовать комплекс игровых заданий и учебных упражнений в исследовательской деятельности детей.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей является эффективным фактором развития познавательной активности в условиях ДОУ.

Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве основной деятельности мы выбрали экспериментирование, в рамках которого возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности детей.

Просмотров работы: 7