ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный и младший школьный возраст является важным периодом в развитии личности человека, в котором происходит активное освоение способов взаимодействия с окружающими людьми. Этот возрастной период важен для освоения детьми общественно одобряемых способов общения со сверстниками.

Процесс общения всегда протекает не просто. Наблюдая за ним, видно только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия, но это очень важный слой общения, который характеризует отношения детей друг с другом, сформированность культуры общения. В этом процессе особое значение играет понимание собеседников друг друга. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия [1, 2].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий - общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и понимает. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание важный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Общение старших дошкольников и младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у детей наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, выражающие самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. В общении со взрослым даже несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, несоответствие существующим образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало.

Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Литература

1. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: МГППУ, 2006.

2. Баюкова, Н.О. Основные методы коррекции проблем в поведении младших школьников [Текст] / Н.О. Баюкова // Гуманизация образования. - 2007. - № 4.

Просмотров работы: 441