ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема экологической воспитанности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокий активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

По мнению Т.А. Марковой экологическая воспитанность - гуманно-ценностное отношение к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия [1, с. 254].

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философских, социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие, и изучалась Э.В. Гирусовым, Ю.Т. Марковым, Д.Ж. Марковичем, Н.Н. Моисеевым и другими учеными.

Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.

По мнению Н.А. Рыжовой, под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Обучение связано с формированием знаний о системной организации природы, развитием системы интеллектуальных и практических умений дошкольников по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.

Повышение качества экологического образования возможно самыми разнообразными путями, и каждый ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. Сложность технологии индивидуального подхода к детям дошкольного возраста осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития.

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином "индивидуализация" в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. «Дифференциация» означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей [4, с.130-193].

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории воспитанника, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуальной образовательной программы (он представляет содержательный компонент, отвечая на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?»), а также разработанный способ его реализации, похождения воспитанника по индивидуальной образовательной программе, а для этого необходимы специальные организации технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?».

Поэтому встал вопрос индивидуализации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Решению этой проблемы посвящено исследование, цель которого - разработать проект индивидуально образовательной программы развития экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Исследование было организовано на базе МДОУ «ДСКВ №10 Золотая рыбка» г. Мегиона. В нем приняли участие 35 воспитанников. В процессе изучения оценки отношения детей к окружающему миру; определения уровня сформированности когнитивного компонента (животные, растения и охраны природы); анализа развития трудовой деятельности детей среди воспитанников старшей группы можно сделать вывод:

Также, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении, приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников более «разбросаны», у них присутствуют как высокие, так и низкие оценки, что усложняет работу с группой.

Для апробации технологии в практике дошкольного образования была разработана индивидуально-образовательная программа экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста «Югорка». Процесс формирования экологической воспитанности старших дошкольников состоит из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного.

Целевой компонент: является важнейшим исходным компонентом педагогического процесса, он определяет формирование личности старшего дошкольника, обладающей экологической воспитанности. Главная цель: формирование экологической воспитанности старшего дошкольника. Необходимо сформировать Необходимо сформировать в соответствии с возрастом экологические представления, субъективное отношение к объектам природы, технологии взаимодействия с природой.

Содержательный компонент включает представления, умения, которыми овладевают в результате старшие дошкольники. Содержание работы нами разрабатывалось с учетом принципов научности и доступности, связи с жизнью, системности и последовательности, региональности. В содержании каждой темы выделяются три содержательные линии: 1 - «природа» изучая взаимосвязи между компонентами природы, дошкольники приходят к выводу, что природа является единым целом; 2 - «природа - человеку» - рассматривается значение всех компонентов природы в жизни человека; 3 - «человек - природе» рассматривается положительное и отрицательное воздействие человека на природу, последствия этого влияния, экологически целесообразные технологии взаимодействия с природой, доступная детям природоохранная деятельность.

Операционно-деятельностный компонент определяет технологию формпрования экологической воспитанности в педагогическом процессе на основе эффективных методов, средств и форм обучения.

Оценочно-результативный компонент - диагностический, предполагает достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия Поставленным целям, сформированное всех подструктур экологическогой воспитанности. Нами диагностировались экологические представления, уровень субъективного отношения к природе и знания о технологиях взаимодействия с природой.

При отборе содержания познавательного материала мы опирались на следующие принципы: научности, доступности, интеграции, целостности, регионализма и систематичности.

Реализация индивидуально образовательной программы позволит воспитанникам развиваться в индивидуальном темпе, успешно социализироваться в обществе, обогащать словарный запас, развивать экологическую воспитанность и использовать новые знания и умения в дальнейшей урочной и внеурочной деятельности.

Литература

1. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: НГГУ, 2008.

2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: АКАДЕМИЯ, 2002.

3. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2001.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

5. К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4.doc.htm.

6. Экологический портал ХМАО-ЮГРЫ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecougra.ru/ohrana-okruzhayuschei-sredy-i-obespechenie/ekologicheskoe-obrazovanie-i-prosveschenie/mezhvedomstvennoe-vzaimodeistvie
Просмотров работы: 11