ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [1, С. 256].

Формирование грамматического строя является важнейшим условием

полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и

выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения,

в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [1, С. 6].

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет не овладев грамматическим строем. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью является формирование грамматически правильной речи.

В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как форма общения (коммуникации) людей посредством языка [3, С. 240]. В ряду проблем речевого развития дошкольника стоит формирование грамматического строя. [1, С. 4]. Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через нее ребенок учится правильно говорить.

Интерес известных исследователей педагогики, лингвистики и психологии к детской грамматике понятен, ибо чудо постижения ребенком системных связей языка - наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности [1, С. 253]. Первые исследования в области детской грамматики были начаты в Академии педагогических наук в послевоенные годы Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной и др. В большей мере они опирались на опыт Е.И. Тихеевой.

Более глубоко данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В этой работе детально описано, какие грамматические категории, элементы и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастном этапе. Важно отметить, что поддержку эти идеи получили и со стороны К.И. Чуковского, также подчеркивавшего изящество и меткость детских изречений. К.И. Чуковский и А.Н. Гвоздев не переставали удивляться творческим возможностям детей, сравнивая их достижения и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова [1, С. 255].

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. [2, С. 153]. В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определение: грамматика - строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций [3, С. 57]. Такое же определение дано в Российской педагогической энциклопедии. В словаре русского языка С.И. Ожегова - грамматика (в языкознании): совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении [4, С. 181]. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй языка - система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса [5, С. 145]. То есть, как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую данные компоненты. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [2, С. 113].

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова (изменение его по числам, родам, падежам). В современном толковом словаре русского языка -морфология (в лингвистике): система форм изменения слов в каком-либо языке; раздел грамматики, изучающий формы слов.

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку [2, С. 114]. Термин "словообразование" в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка. В современном толковом словаре русского языка - словообразование - это образование слов в языке по законам и правилам данного языка (при помощи аффиксов, чередования звуков, словосложения и т.п.) [6, С. 756].

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов [2, С. 114]. В современном толковом словаре русского языка - синтаксис (от греч. sintaxis - построение, порядок): 1) раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строении предложений; 2) в лингвистике: строение предложения и способы сочетания слов в предложении, свойственные какому-либо языку [6, С. 741]. Таким образом, синтаксис - это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания [7, С. 206]. Основная единица синтаксиса - предложение.

Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению [8, С. 36].

В психолого-педагогической литературе (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.) делались неоднократные попытки объяснить интенсивное усвоение грамматики в дошкольном возрасте особым «чутьем языка», «особой языковой одаренностью детей». Действительно, дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшая чуткость к языковым явлениям.

Одна из точек зрения принадлежит А.В. Запорожцу, она заключается в том, что формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. [1, С. 6].

Н.И. Жинкин полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд речевых звуков и опирающихся на них морфем [9, С.50].

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. Необходимо подчеркнуть, что в его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.

Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи. Процесс освоения грамматического строя речи детьми шести лет, сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.

Литература

1.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

2.Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления [Текст].- М., 1984. (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция) 10-45). - 124 с.

3.Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 2003. - 360 с.

4.Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч.по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

5.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

6.Современный толковый словарь русского языка [Текст] - Санкт -Петербург Норинт, 2004. - С. 756

7. Соловейчик, М.А. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: ЛИНКА-  ПРЕСС, 1994. -С. 191-219.

8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова,  Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - С. 36.

9. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с  использованием наглядно-игровых средств [Текст] / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. -  2009. - № 2. - С. 50.
Просмотров работы: 86