Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные и социальные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Все это влечет за собой адаптационные воспитательные и образовательные проблемы, которые могут помочь решить детям из семей-мигрантов педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Для того чтобы социальная адаптация детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей-мигрантов, а также изучить состояние работы проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста. С этой целью на базе МБДОУ № 14 «Солнышко» г. Нижневартовска было проведено экспериментальное исследование. Для изучения состояния работы, организованной в ДОУ с детьми-мигрантами, были использованы методы: анкетирование, тестирование, беседа. В исследовании приняло участие 267 детей и 29 сотрудников ДОУ (24 воспитателя, 1 педагог-психолог, 1 логопед, 1 дефектолог, 1 методист, 1 заведующая).
Для выявления детей-мигрантов и определения причин неблагоприятного течения социальной адаптации были проведены следующие диагностические мероприятия:
- анкетирование руководителя ДОУ (респондент - заведующая),
- анализ работы ДОУ по проблеме (респондент - заведующая),
- анкетирование социального педагога (респондент - социальный педагог),
- беседа «Работа с ребенком-мигрантом» (респонденты - логопед, дефектолог),
- анкетирование воспитателей (респонденты - воспитатели),
- анкетирование «Взаимоотношения родителей русскоязычных детей и родителей детей-мигрантов» (респонденты - родители детей-мигрантов, родители русскоязычных детей),
- тестирование тревожности (тест Р. Тэммл, М. Доркн, В. Амен) (респонденты - дети дошкольного возраста),
- исследование эмоционального состояния по методике Э.Т. Дорофеевой (респонденты - дети дошкольного возраста),
- определение социометрической структуры группы по методике «Приглашение на день рожденье» (респонденты - дети дошкольного возраста),
- наблюдение за детьми-мигрантами.
Анализируя работу ДОУ по данной проблеме, было выявлено, что дети-мигранты не включены ни в какие виды работ: не выделяются и не предусматриваются никаких специальных и дополнительных занятий с семьями мигрантов. Дети-мигранты «растворяются» в общем составе детей ДОУ, они не рассматриваются как особый контингент воспитанников, требующих специального внимания и специального педагогического содействия в вопросах их социальной адаптации. 70% воспитателей указали, что процесс адаптации детей-мигрантов проходит точно так же как и у русскоязычных детей. Но при этом они пишут, что не знают возможных причин дезадаптации детей-мигрантов, методы работы с этими детьми используются те же, что и с русскоязычными детьми. 10 % воспитателей в анкете обозначили возникновение проблем в общении со сверстниками у детей-мигрантов. Остальные 20 % воспитателей отметили, что дети-мигранты более плаксивы и процесс адаптации у них занимает более длительное время. Но никто из воспитателей не указал, что данные особенности могут быть отнесены к дезадаптированности ребенка к условиям ДОУ.
Количество детей разных национальностей из семей мигрантов, посещающих МБДОУ № 14, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количественный состав детей разных национальностей,
посещающих МБДОУ ДСКВ № 14 «Солнышко» г.Нижневартовска
№ п/п |
Национальность |
Количество детей |
Из них плохо говорящих на русском языке |
||
в чел |
в % |
в чел |
в % |
||
1 |
Русские |
207 |
77,5 |
|
|
2 |
Украинцы |
18 |
6,6 |
3 |
16 |
3 |
Татары |
23 |
8,43 |
14 |
60,8 |
4 |
Башкиры |
1 |
0,37 |
|
|
5 |
Азербайджанцы |
4 |
1,6 |
1 |
25 |
6 |
Ханты |
1 |
0,37 |
1 |
100 |
7 |
Лезгины |
1 |
0,37 |
|
|
8 |
Армяне |
1 |
0,37 |
1 |
100 |
9 |
Дагестанцы |
6 |
2,2 |
3 |
50 |
10 |
Грузины |
1 |
0,37 |
1 |
100 |
11 |
Белорусы |
2 |
0,74 |
|
|
12 |
Молдаване |
1 |
0,37 |
|
|
13 |
Ногайцы |
2 |
0,74 |
|
|
Из таблицы видно, что состав детей ДОУ многонационален. Процент детей из семей мигрантов составляет 22,5 % (60 детей) от общего числа детей посещающих данный сад. Самый большой процент среди детей-мигрантов: татар (8,43%), украинцев (6,6%), дагестанцев (2,2%) и азербайджанцев (1,6%). По мнению воспитателей, большинство из этих детей тяжело адаптировались (55%) и на данный момент испытывают затруднения в общении со сверстниками (20%).
Воспитатели связывают трудности в общении детей-мигрантов со сверстниками с плохим владением этими детьми русским языком (46,6% от числа детей-мигрантов), особенно на начальном этапе посещения ДОУ в период адаптации. Дети затрудняются понимать обращенные к ним высказывания, как педагогов, так и своих сверстников, и сами четко и доступно для всех не могут высказать свои мысли. По этой причине дети испытывают затруднения в процессе адаптации, проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость в общении со сверстниками, негативизм, плаксивость. Такие трудности в общении приводят к сужению поля контактов, случается, что дети-мигранты попадают в число детей, имеющих статус «отвергаемых», «изолированных» (таблица 2).
Таблица 2
Статус детей-мигрантов и русскоязычных детей в структуре группы
|
Кол-во детей, посещающих ДОУ |
Кол-во детей-мигрантов, посещающих ДОУ |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
1. «Звезды» |
35 |
13 |
6 |
10 |
2. «Предпочитаемые» |
174 |
65 |
22 |
36 |
3. «Пренебрегаемые» |
38 |
14 |
25 |
41 |
4. «Изолированные» |
20 |
8 |
7 |
13 |
Определение социометрической структуры группы показало, что большинство русскоязычных детей относятся к социометрическим группам «звезды» и «предпочитаемые». В то время как дети-мигранты в большинстве случаев относятся к группам «пренебрегаемые» и «изолированные». Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей-мигрантов испытывают затруднения в общении со сверстниками и не могут самостоятельно, без помощи взрослых, установить контакты в общении со всеми детьми.
Для выявления уровня тревожности детей-мигрантов при вхождении в новую социальную среду использовали «Тест тревожности». Обобщенные результаты по тесту тревожности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни тревожности детей-мигрантов
Уровни |
Количество детей-мигрантов по возрастам |
||||
2 мл. группа |
Ср. группа |
Ст. группа |
Подгот. группа |
всего |
|
Низкий |
5 (25%) |
4 (33%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
12 (21%) |
Средний |
11 (55%) |
5 (41%) |
7 (63%) |
4 (40%) |
26 (47%) |
Высокий |
4 (20%) |
3 (26%) |
4 (37%) |
6 (60%) |
17 (32%) |
Результаты тестирования показали, что у большинства испытуемых детей-мигрантов наблюдается средний (47 %) и высокий уровень тревожности (32 %). Поэтому большинство детей-мигрантов не смогли легко адаптироваться к новым социальным условиям.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок (игра с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, агрессивное нападение, изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый (ребенок и мать с младенцем, ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, собирание игрушек, еда в одиночестве).
Для определения эмоционального состояния детей-мигрантов (методика предназначена для детей старшей и подготовительной группы) в период адаптации использовалась «Методика исследования эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеевой, результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка эмоционального состояния детей-мигрантов
№ п/п |
Название эмоционального состояния |
Количество детей- мигрантов |
1. |
Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения |
0 |
2. |
Переживание состояния функционального возбуждения |
0 |
3. |
Состояние функциональной расслабленности |
2 (9,5%) |
4. |
Состояние функциональной напряженности, настороженности |
15 (71,5%) |
5. |
Состояние функционального торможения |
4 (19%) |
6. |
Состояние аффективного торможения |
0 |
По данной методике были выделены основные параметры эмоционального состояния детей при вхождении в новую социальную среду. Отсутствие выраженных переживаний, оцениваемое как спокойное состояние, устойчивое, было зафиксировано у 2 (9,5 %) детей. Эмоциональное состояние, характеризующееся повышенным вниманием, некоторой настороженностью, тревогой встречалось у 15 (71,5 %) детей. Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, доминирование отрицательных эмоции отмечается у 4 (19 %) детей.
Для изучения отношения родителей детей-мигрантов к русскоязычной культуре нами было проведено анкетирование родителей. Анкетой было охвачено 60 родителей детей-мигрантов. Данные анкеты показали, что большинство семей-мигрантов (58,3% опрошенных) разговаривают с детьми дома на родном языке. Практически все родители-мигранты высказали желание узнать больше о культуре принимающей стороны (70% опрошенных). Но все родители отметили, что хотели бы, чтоб их дети знали свою родную культуру, язык, традиции.
Параллельно с анкетированием родителей детей-мигрантов проводилось анкетирование родителей русскоязычных детей. Анкетированием было охвачено 207 человек (178 семей). Положительно относятся к нахождению в детском коллективе детей-мигрантов 134 человека - 64,7% опрошенных; 50 (24 %) человек - относятся нейтрально; 23 (11,3%) - не хотели бы совместного обучения детей. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне развития толерантности в обществе по отношению к мигрантам.
Таким образом, исходя из данных диагностического исследования по вышеуказанным методикам, можно сделать вывод, что в ДОУ воспитываются 60 детей-мигрантов, из них 18 детей (30%) имеют затруднения в процессе адаптации. Опыт работы с детьми дошкольного возраста из семей мигрантов в данном ДОУ отсутствует, что затрудняет процесс адаптации детей-мигрантов.
Все эти факты доказывают необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов и организации работы с педагогами ДОУ, с родителями детей.