СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные и социальные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Все это влечет за собой адаптационные воспитательные и образовательные проблемы, которые могут помочь решить детям из семей-мигрантов педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Для того чтобы социальная адаптация детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей-мигрантов, а также изучить состояние работы проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста. С этой целью на базе МБДОУ № 14 «Солнышко» г. Нижневартовска было проведено экспериментальное исследование. Для изучения состояния работы, организованной в ДОУ с детьми-мигрантами, были использованы методы: анкетирование, тестирование, беседа. В исследовании приняло участие 267 детей и 29 сотрудников ДОУ (24 воспитателя, 1 педагог-психолог, 1 логопед, 1 дефектолог, 1 методист, 1 заведующая).

Для выявления детей-мигрантов и определения причин неблагоприятного течения социальной адаптации были проведены следующие диагностические мероприятия:

- анкетирование руководителя ДОУ (респондент - заведующая),

- анализ работы ДОУ по проблеме (респондент - заведующая),

- анкетирование социального педагога (респондент - социальный педагог),

- беседа «Работа с ребенком-мигрантом» (респонденты - логопед, дефектолог),

- анкетирование воспитателей (респонденты - воспитатели),

- анкетирование «Взаимоотношения родителей русскоязычных детей и родителей детей-мигрантов» (респонденты - родители детей-мигрантов, родители русскоязычных детей),

- тестирование тревожности (тест Р. Тэммл, М. Доркн, В. Амен) (респонденты - дети дошкольного возраста),

- исследование эмоционального состояния по методике Э.Т. Дорофеевой (респонденты - дети дошкольного возраста),

- определение социометрической структуры группы по методике «Приглашение на день рожденье» (респонденты - дети дошкольного возраста),

- наблюдение за детьми-мигрантами.

Анализируя работу ДОУ по данной проблеме, было выявлено, что дети-мигранты не включены ни в какие виды работ: не выделяются и не предусматриваются никаких специальных и дополнительных занятий с семьями мигрантов. Дети-мигранты «растворяются» в общем составе детей ДОУ, они не рассматриваются как особый контингент воспитанников, требующих специального внимания и специального педагогического содействия в вопросах их социальной адаптации. 70% воспитателей указали, что процесс адаптации детей-мигрантов проходит точно так же как и у русскоязычных детей. Но при этом они пишут, что не знают возможных причин дезадаптации детей-мигрантов,  методы работы с этими детьми используются те же, что и с русскоязычными детьми. 10 % воспитателей в анкете обозначили возникновение проблем в общении со сверстниками у детей-мигрантов. Остальные 20 % воспитателей отметили, что дети-мигранты более плаксивы и процесс адаптации  у них занимает более длительное время. Но никто из воспитателей не указал, что данные особенности могут быть отнесены к дезадаптированности ребенка к условиям ДОУ.

Количество детей разных национальностей из семей мигрантов, посещающих МБДОУ № 14, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количественный состав детей разных национальностей,

посещающих МБДОУ ДСКВ № 14 «Солнышко» г.Нижневартовска

№ п/п

Национальность

Количество детей

Из них плохо говорящих на  русском языке

в чел

в %

в чел

в %

1

Русские

207

77,5

 

 

2

Украинцы

18

6,6

3

16

3

Татары

23

8,43

14

60,8

4

Башкиры

1

0,37

 

 

5

Азербайджанцы

4

1,6

1

25

6

Ханты

1

0,37

1

100

7

Лезгины

1

0,37

 

 

8

Армяне

1

0,37

1

100

9

Дагестанцы

6

2,2

3

50

10

Грузины

1

0,37

1

100

11

Белорусы

2

0,74

 

 

12

Молдаване

1

0,37

 

 

13

Ногайцы

2

0,74

 

 

Из таблицы видно, что состав детей ДОУ многонационален. Процент детей из семей мигрантов составляет 22,5 % (60 детей) от общего числа детей посещающих данный сад. Самый большой процент среди детей-мигрантов: татар (8,43%), украинцев (6,6%), дагестанцев (2,2%) и азербайджанцев (1,6%). По мнению воспитателей, большинство из этих детей тяжело адаптировались (55%) и на данный момент испытывают затруднения в общении со сверстниками (20%).

Воспитатели связывают трудности в общении детей-мигрантов со сверстниками с плохим владением этими детьми русским языком (46,6% от числа детей-мигрантов), особенно на начальном этапе посещения ДОУ в период адаптации. Дети затрудняются понимать обращенные к ним высказывания, как педагогов, так и своих сверстников, и сами четко и доступно для всех не могут высказать свои мысли. По этой причине дети испытывают затруднения в процессе адаптации, проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость в общении со сверстниками, негативизм, плаксивость. Такие трудности в общении приводят к сужению поля контактов, случается, что дети-мигранты попадают в число детей, имеющих статус «отвергаемых», «изолированных» (таблица 2).

Таблица 2

Статус детей-мигрантов и русскоязычных детей в структуре группы

 

Кол-во детей,

посещающих ДОУ

Кол-во детей-мигрантов, посещающих ДОУ

чел.

%

чел.

%

1. «Звезды»

35

13

6

10

2. «Предпочитаемые»

174

65

22

36

3. «Пренебрегаемые»

38

14

25

41

4. «Изолированные»

20

8

7

13

Определение социометрической структуры группы показало, что большинство русскоязычных детей относятся к социометрическим группам «звезды» и «предпочитаемые». В то время как дети-мигранты в большинстве случаев относятся к группам «пренебрегаемые» и «изолированные». Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей-мигрантов испытывают затруднения в общении со сверстниками и не могут самостоятельно, без помощи взрослых, установить контакты в общении со всеми детьми.

Для выявления уровня тревожности детей-мигрантов при вхождении в новую социальную среду использовали «Тест тревожности». Обобщенные результаты по тесту тревожности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни тревожности детей-мигрантов

Уровни

Количество детей-мигрантов по возрастам

2 мл. группа

Ср. группа

Ст. группа

Подгот. группа

всего

Низкий

5 (25%)

4 (33%)

0 (0%)

0 (0%)

12 (21%)

Средний

11 (55%)

5 (41%)

7 (63%)

4 (40%)

26 (47%)

Высокий

4 (20%)

3 (26%)

4 (37%)

6 (60%)

17 (32%)

Результаты тестирования показали, что у большинства испытуемых детей-мигрантов наблюдается средний (47 %) и высокий уровень тревожности (32 %). Поэтому большинство детей-мигрантов не смогли легко адаптироваться к новым социальным условиям.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок (игра с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, агрессивное нападение, изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый (ребенок и мать с младенцем, ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, собирание игрушек, еда в одиночестве).

Для определения эмоционального состояния детей-мигрантов (методика предназначена для детей старшей и подготовительной группы) в период адаптации использовалась «Методика исследования эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеевой, результаты отражены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка эмоционального состояния детей-мигрантов

№ п/п

Название эмоционального состояния

Количество детей- мигрантов

1.

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения

0

2.

Переживание состояния функционального возбуждения

0

3.

Состояние функциональной расслабленности

2 (9,5%)

4.

Состояние функциональной напряженности, настороженности

15 (71,5%)

5.

Состояние функционального торможения

4 (19%)

6.

Состояние аффективного торможения

0

По данной методике были выделены основные параметры эмоционального состояния детей при вхождении в новую социальную среду. Отсутствие выраженных переживаний, оцениваемое как спокойное состояние, устойчивое, было зафиксировано у 2 (9,5 %) детей. Эмоциональное состояние, характеризующееся повышенным вниманием, некоторой настороженностью, тревогой встречалось у 15 (71,5 %) детей. Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, доминирование отрицательных эмоции отмечается у 4 (19 %) детей.

Для изучения отношения родителей детей-мигрантов к русскоязычной культуре нами было проведено анкетирование родителей. Анкетой было охвачено 60 родителей детей-мигрантов. Данные анкеты показали, что большинство семей-мигрантов (58,3% опрошенных) разговаривают с детьми дома на родном языке. Практически все родители-мигранты высказали желание узнать больше о культуре принимающей стороны (70% опрошенных). Но все родители отметили, что хотели бы, чтоб их дети знали свою родную культуру, язык, традиции.

Параллельно с анкетированием родителей детей-мигрантов проводилось анкетирование родителей русскоязычных детей. Анкетированием было охвачено 207 человек (178 семей). Положительно относятся к нахождению в детском коллективе детей-мигрантов 134 человека - 64,7% опрошенных; 50 (24 %) человек - относятся нейтрально; 23 (11,3%) - не хотели бы совместного обучения детей. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне развития толерантности в обществе по отношению к мигрантам.

Таким образом, исходя из данных диагностического исследования по вышеуказанным методикам, можно сделать вывод, что в ДОУ воспитываются 60 детей-мигрантов,  из них 18 детей (30%)  имеют затруднения в процессе адаптации. Опыт работы с детьми дошкольного возраста из семей мигрантов в данном ДОУ отсутствует, что затрудняет процесс адаптации детей-мигрантов.

Все эти факты доказывают необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов и организации работы с педагогами ДОУ, с родителями детей.
Просмотров работы: 86