ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В древние времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, слагал первые песни, с помощью рисунков пытался выразить себя либо передать информацию, знание человека об окружающем мире и обществе было единым, синкретным; таким оно оставалось и в античные времена. Позднее, по мере накопления фактов, образовались обособленные науки. Человек мысленно расчленил мир на части и изучал его по отдельности. Так было необходимо на том этапе. Однако с развитием науки и техники стал нарастать встречный процесс - интеграция знаний, огромного фактического материала, накопленного по отдельным наукам. Процесс интеграции дает возможность эти знания систематизировать, обобщить и свести в единую гармоничную картину окружающего мира. Интеграция в условиях общеобразовательной школы как вид деятельности возможна на всех уровнях, особенно в начальной школе, поскольку большую часть учебных курсов ведет один учитель: урок (или внеклассное мероприятие) с элементами интеграции, интегрированный урок (или внеклассное мероприятие), цикл интегрированных уроков (или внеклассных мероприятий), интегрированный курс (например: чтение + русский язык - словесность; развитие речи + музыка и т.д.). Наибольшую сложность, по мнению многих педагогов, занимающихся вопросом внедрения интеграции вобразовательный процесс, представляют интегрированные курсы. Проблемы, связанные с интеграцией, с ее внедрением в начальной школе, условно можно разделить на два блока: связанные с интеграцией содержания образования, структурированием материала, адаптацией учебных программ и т.д.; организационные, связанные с распределением учебной нагрузки, составлением расписания и т.д. И если проблемы первой группы, судя по обилию опубликованных разработок, решаются относительно успешно, то о второй группе этого сказать нельзя, хотя именно от разрешения этих проблем и зависит в большой мере внедрение интеграции в образовательный процесс.

Что такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения? Чем отличается интегрированный урок от традиционного урока с привлечением межпредметных связей? Как построить интегрированный курс? Необходима точная формулировка для этого методического явления. Проанализировав разнообразные предлагаемые в словарях толкования, вычленив общие, принципиально значимые признаки явления (общность интересов, целей, направленности действий, смыслообразующих факторов и т.д.), мы предлагаем такой вариант для определения: интеграция - процесс объединения определенных частей или элементов учебных курсов при условии и возможности: единства целей обучения, воспитания и развития, единства технологии обучения, единства содержания и т.п.

Примером интегрированного урока может служить, например, урок «математика+музыка» во втором классе по теме"Доли в математике и музыке", где через интеграцию как средство обучения, пронизывающего все виды деятельности на уроке, легко был воспринят сложный учебный материал;

Интегрированные курсы и циклы уроков либо внеклассных мероприятий выстроить сложнее. Но и это возможно при условии работы с классным коллективом педагогического ансамбля единомышленников, а в начальной школе это особенно перспективное направление, сопряженное с меньшими организационными сложностями, нежели в основной школе. Существуют объективные предпосылки для такой работы. Во-первых, наши дети получают знания в виде отдельных образовательных курсов: химия, математика, литература, музыка и т.д. В результате у ребенка не формируется целостного представления об окружающем его мире. Необходимо найти такие точки соприкосновения между изучаемыми дисциплинами, которые помогли бы увязать разрозненные знания, умения и навыки в стройную систему постижения окружающей действительности. В этом случае интеграция является целью обучения, так как формирует у детей представление об окружающем мире как о едином целом. Во-вторых, очень часто на уроках по различным дисциплинам рассматриваются одни и те же понятия, категории, художественные произведения в различном их воплощении. Можно так скоординировать эту работу, что эффективность воздействия  на учеников возрастет в несколько раз. И каждое произведение приобретет объем и многогранность. В этом случае интеграция выступает как средство обучения, позволяя детям активнее проявить себя в работе над изучаемым материалом через различные виды творческой деятельности.

Таким образом, интеграция как цель обучения формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире, она дает им возможность найти точки соприкосновения, "мостики" между отдельными знаниями, сложить из кусочков мозаики целую картину; интеграция как средство обучения позволяет расширить временные границы урока, жестко регулируемые учебным планом, высвободить время для изучения более сложных тем и т.п.; интеграция позволяет решить учебные задачи нетрадиционным способом. И учебный предмет перестает быть холодным набором научных сведений. Он оживает, расцвечивается яркими красками эмоций; создание через интеграцию учебных предметов единого образовательного пространства появляется возможность реализовать свои способности наиболее полно и у учителя, и у учащихся, снимается страх и скованность перед сложностью изучаемого материала, т.к. он (материал) предстает как новая грань уже знакомого явления.
Просмотров работы: 17