ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ работ в теории и практики дошкольной педагогики позволил выявить факт, что вопроса о становлении целостной картины мира ученые касались косвенно в аспектах разработки содержания системы знаний о труде взрослых (В.И. Логинова), о социально-нравственных отношениях (С.А. Козлова), о природных закономерностях (С.Н. Николаева), о художественном образе мира (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева).

В ряде работ содержится характеристика важных аспектов понятия картины мира, ее особенностей, проблем формирования в конкретные исторические эпохи, но целый ряд теоретических и практических аспектов, касающихся изучения проблемы формирования эстетической картины мира у детей в системе предшкольного образования остается вне исследовательского интереса, что подтверждает актуальность темы данного исследования.

Картина мира - система образов и связей между ими, наглядных представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях (К.Б. Соколов). Эстетическая картина мира - социально-обусловленное субъективное эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного, трагического. [1, c. 208]

Теоретическое обоснование эстетической картины мира строится на представлениях о целостной картине мира и характеризуется понятиями мера и гармония. Проблема эстетической сущности человека в целостной картине мира представлена в идеях всеединства В.С. Соловьева, христианской антропологии Н.А. Бердяева и др.

Отсутствие системности, и целостности представлений обусловлено недостаточным вниманием со стороны педагогов к формированию эстетической картины мира у детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность данной проблемы. [2, c. 27] Формирование эстетической картины мира целесообразно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок гармонично «слит» с природой, остро чувствует свою нужность и родственность окружающему, «открыт» для осмысленного принятия «правил» отношений с миром и активно ищет свое место в нем (Л.А. Венгер, А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина).

Основными компонентами эстетической картины мира являются эстетические природосообразные чувства: времени, пространства и ритма. Чувство пространства проявляется в способности гармонично и свободно ориентироваться в окружающей среде. Чувство времени отражает соотношение эстетического опыта прошлого и настоящего, направленного на создание образа будущего. Ритм - основополагающее начало целостной картины мира, отражающее пространство и время в закономерной последовательности и проявляется в полиритмии, является необходимым, целесообразным качеством, лежащим в основе чувственного познания детьми целостней картины мира. [2, c. 143]

Необходимость создания технологии формирования эстетической картины мира у детей в системе предшкольного образования обусловлена противоречиями между: потребностью общества в целостном личностном развитии дошкольников и недостаточным вниманием, уделяемым эмоционально-чувственному развитию детей на фоне преобладания познавательного компонента в практике предшкольного образования; необходимостью формирования у детей эстетической картины мира и отсутствием теоретической и методологической основы формирования эстетической картины мира; разработанностью теоретических основ эстетического образования дошкольников и отсутствием четких ориентиров в направленности педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование эстетической картины мира.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что наименее развитыми эстетическими чувствами являются чувства времени (55% детей имеют низкий уровень, 40% - средний уровень, 5% - высокий уровень) и ритма (64%-низкий уровень, 31%-средний уровень, 5%-высокий уровень), чувство пространства детям дается легче (21%-низкий уровень, 74%:-средний уровень, 5%-высокий уровень).

Таким образом, цель технологии - формирование эстетических природосообразных чувств у детей в системе предшкольного образования. Задачи включают в себя: определить особенности процесса формирования эстетических чувств у детей в системе предшкольного образования в группах кратковременного пребывания и консультативных пунктах для родителей; создание развивающей эстетической среды, обеспечивающей возможность формирования эстетических чувств в системе предшкольного образования; организация и соответствующий подбор видов художественно-эстетической и игровой деятельности, способствующих процессу формирования эстетических чувств у детей в системе предшкольного образования; консультирование и оказание помощи родителям детей в процессе формирования эстетических чувств у детей в системе предшкольного образования.

В основе технологии лежат принципы формирования эстетических чувств, основанные на теориях: установки (Д.Н. Узнадзе), доминаты (А.А. Ухтомский), динамического стереотипа (И.П. Павлов), синергетичности, зеркальности (А.Ф. Яфальян) и включают в себя: изменчивости и устойчивости развития, саморазвития, целостности, гармонизации, ритмизации, синхронизации, интеграции.

В основе содержательного блока лежат методы и приемы, способствующие процессу формирования эстетических чувств: игры-драматизации, проблемные ситуации, режиссерские игры, моделирование. Технология включает в себя следующие этапы: проектировочно-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-оценочный.

Диагностический блок технологии направлен на следующие компоненты: чувство времени, пространства и ритма, отражающего пространство и время в закономерной последовательности. Критериями определения эстетических чувств: наличие представлений о ритме, времени, пространстве; способность выделять ритмы, определять пространство и время в окружающей среде, способность передавать и управлять ритмами во времени и пространстве в процессе деятельности, отношение к ритмической деятельности. К показателям относятся: понимание ценности и необходимости ритма, времени, пространства, естественность и свобода в выполнении заданий, эмоциональность, выразительность в процессе ритмической деятельности, самостоятельность при выполнении заданий

Процесс формирования эстетической картины мира у детей в системе предшкольного образования осуществляется в ходе поэтапного развития природосообразных эстетических чувств на интегративных занятиях, так как эстетические чувства сами по себе интегративны.

Формирование эстетической картины мира у детей в системе предшкольного образования является основополагающим способности воспринимать и запоминать воспринятое, что приводит к активному поиску информации и значительно повышает познавательный интерес и социальную адаптацию человека в окружающем мире.

Литература

  1. Ветлугина А.Н. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной - М.: Просвещение - 1985. С. 208.
  2. Дрень О.Е. Эстетико-антропологический подход к развитию у детей чувства ритма: Монография. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. С. 27, 143.
  3. Чумичева Р.М., Платохина Н.А. / Проблемы и перспективы развития предшкольного образования в России и за рубежом // Детский сад от А до Я. -  2008. - №2. - С. 50.
Просмотров работы: 3