ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества одной из самых значимых становится проблема взаимодействия общества и природы.  Понимание, что причиной экологического кризиса является не столько научно-технический прогресс, сколько разрушение традиционных моральных ценностей, приводит к осознанию необходимости серьезных преобразований в воспитании подрастающего поколения.

Чтобы деятельность человека не порождала конфликтов с окружающей его природой, необходимо сформировать у него основы экологической культуры, то есть подвести его к пониманию связи человека с природной средой, к принятию экологически оправданных норм поведения и этических ценностей.

Одним из путей решения поставленных задач может стать возрождение народных традиций бытования человека в природе. Отношением к окружающему миру как к дому своему, с вниманием и заботой о чистоте и красоте его, наполнены произведения устного и прикладного народного творчества. Частью природы ощущал себя человек, присматривался к ней, чувствовал пробуждение ее и замирание, наблюдал за движением солнца, сиянием звезд, устанавливал связи между явлениями природы и результатами своей деятельности. Так родился народный земледельческий календарь - собрание примет, наблюдений, открытий заботливого хозяина родной земли.

Ни одного действия своего не предпринимал крестьянин без оглядки на приметы, заботливо сохраняемые и передаваемые из поколения в поколение, содержащие ценнейшую, жизненно важную информацию о погоде, о видах на урожай и т.д., имевшую не только практическую, но и огромную воспитательную значимость. Величание солнца, неба, земли-кормилицы, почтительное и бережное отношение к каждому явлению природы, ко всему живому может быть вызвано только осознанием себя как части этого живого, неразрывной связи своей с каждой травинкой, с каждой букашкой. С малых лет ребенок через песни, сказки, загадки и т.д. осваивал нормы природосообразного поведения.

Народный календарь складывался из обрядов, которые составляли основное содержание народных праздников, и должны были содействовать жизненному благополучию крестьянина-земледельца.

Небо в народных сказаниях - светлый прабог, отец и полновластный владыка Вселенной, а земля - праматерь. В этом их великая связь. Себя люди называли их малыми детьми и вели себя соответственно. Например, у ханты, одного из коренных народов Среднего Приобья, известен обычай отпевания медведей. Ханты исстари живут охотой, рыболовством, оленеводством и сбором дикоросов, а значит, тесно связывают свой уклад жизни с условиями жизни в тайге. Чтобы выжить, они должны ладить с реальными опасностями и фантастическими духами таежных дебрей. Особо почитаем медведь, которого ханты называют «их» («хозяин»). Убитого на охоте зверя нельзя было просто съесть, как любую другую добычу. Отношение к медведю со стороны людей было наполнено благоговением. Ханты считали его хозяином тайги, почти божественным животным. Медведь, по хантыйским поверьям, живой дух леса, хранящий таежные законы и правду, умеющий воздать каждому по заслугам. Самые крепкие клятвы произносили, положив руку на отрубленную и хранящуюся как талисман рода кисть медвежьей лапы. Нарушить данное слово было нельзя. Дети, сначала наблюдая за происходящим,  по мере взросления и приобщались к обрядовой культуре взрослых, которые отправляясь в священное место для совершения культового обряда, брали с собой детей. Взрослые адресовали свои просьбы богам, сопровождая слова обусловленными действиями. Дети наблюдали за происходящим, затем в играх пытались через подражание освоить тот или иной обряд. Так поддерживались старые и устанавливались новые связи между членами рода и общины, людьми и «верхним божеством», местными духами охоты, от которых зависит вся жизнь (Кулемзин В.М., 1999).

У русских ребенок, играя в «Березовые ворота», (записана Г.М. Науменко в деревне Федоровка Буйского района Костромской области, где исполнялась группой детей 13 - 15 человек (Новицкая М.Ю., Науменко Г.М., 2001, с 178)), постепенно узнавал и осваивал обрядовую культуру весенне-летних троицко-семицких праздников, связанных с воспеванием расцветшей и пышной, но еще по-весеннему свежей окружающей природы, в яркости и красоте своей похожей на девушку-невесту. Буйную молодую зелень люди приближали к себе, считая, что от нее получают силу и энергию (Науменко Г.М., 1995). Центральной фигурой в эти дни становилась береза, которую наряжают как девушку: надевают местный девичий костюм, украшают бусами, лентами. Девушки с ней кумятся, поют ей величальные песни, загадывают о судьбе: заплетают ветки березы венком, а на утро смотрят, у кого венок засох, та замуж пойдет, а у кого зеленый да свежий, той еще год дома сидеть. Березками украшают дома, а в березовых рощах поют и играют хороводы до глубокой ночи.

Процессу формирования своеобразного морального кодекса подрастающего поколения через приобщение к обрядовой культуре предков посвящены работы Балашовой С.С., Шенталинской Т.С., Волкова Г.Н., Науменко Г.М., Новицкой М.Ю., Комаровой Т.С., Куприяновой Л.Л., Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А., Куприной Л.С., Будариной Т.А. и др.

Просмотров работы: 19