ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема воспитания детей младшего школьного возраста - одна из важных проблем педагогики и современного общества. В школьном детстве ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости.

Согласно исследованиям психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.М.Сокольниковой, Л.Г.Савенковой и др.. полноценное развитие детей школьного возраста, в том числе и эстетическое, возможно, если в обучении, в детской деятельности используется культурно-исторический опыт.

Исследователи доказали, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства не только доступно детям младшего школьного возраста, но и способствует их творческому развитию. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

В младшем школьном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребёнка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации».

На основе повторяемости эстетических чувств формируются достаточно устойчивые эстетические потребности, которые представляют собой устойчивую нужду в общении с художественно - эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования позволил выделить наиболее важные положения в определении понятия эстетическая оценка:

- эстетическая оценка понимается как устойчивое свойство личности, возникающее в процессе общения с произведениями портретного жанра и выражающаяся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями (С.Л.Рубинштейн, А.Ф.Лазурский, А.И.Буров, Н.А.Ветлугина).

- эстетическая оценка - это результат развития эстетического восприятия, она включает интерес, знание, переживание, ассоциации; это постижение эстетических качеств  объекта (А.Н.Леонтьев, В.И.Мясищев).

- процесс становления эстетической оценки - процесс управляемый; оценка формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства (Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, Д.Б.Эльконин, В.Н.Мясищев).

- эстетическая оценка - компонент эстетического отношения, она проявляется и развивается в деятельности. Структура эстетической оценки включает эмоциональный и познавательный компоненты (Н.Н.Волков, Т.С.Комарова).

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности эстетической оценки произведений искусства у детей младшего школьного возраста

Экспериментальная работа проводилась на базе МОСШ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля №31.

Данные начальной диагностики показали бедность эстетического видения у основной массы детей, ограниченность их знаний об изобразительном искусстве, невысокий интерес к произведениям, нет навыков общения с  произведениями, художественные предпочтения хаотичны, инертность творческого воображения. Дети испытывают трудности в образном выражении своих чувств от увиденного, скованы в решении творческих задач. В результате дети не задумываются о красоте окружающего, об отношении к людям. Дать эстетическую оценку произведениям различных жанров, высказать свое мнение никто из детей не смог. Но под действием вопроса экспериментатора дети начинали задумываться над тем, что художник хотел нам сказать своим произведением. И то, что некоторые дети, не справившиеся с заданием, но при этом проявили эмоциональную отзывчивость к произведениям, говорит о возможности приобщения.

Это даёт основание предположить, что при специально организованном обучении можно сформировать у детей умение высказывать своё видение о художественной ценности произведений искусства. Современное состояние практики показало: отсутствие направленности педагогической работы с детьми по ознакомлению с произведениями искусства, непонимание педагогами значимости изобразительного искусства в развитии детей.

Большие возможности изобразительного искусства в практике воспитания детей почти не реализуются. Мы предположили, что бедность эстетического видения, краткость ответов обусловлена отсутствием специальной работы по ознакомлению детей 8-9 лет с произведениями искусства, при которой общение с искусством становится развивающей средой и эмоциональным фактором воспитания творческой личности.
Просмотров работы: 37