ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Как отмечал П.Ф. Лесгафт, физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников.  

Совместная двигательная деятельность детей, разнообразие физических упражнений, способов организации дошкольников, эмоциональная насыщенность, ритмичность, музыкальность и эстетичность движений создают широкие возможности для накопления опыта положительного опыта взаимодействия старших дошкольников со сверстниками. Социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях, чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность.

Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Их двусторонняя содержательная взаимосвязь подчеркивается в философских, психологических, педагогических работах. Общение и отношение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны явления

«Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству». Доброжелательные отношения дошкольников в процессе физкультурных занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной  деятельности.

 Психолог Верной Крофорд под доброжелательностью понимает, наличие у человека горячего сердца, открытого для людей, а отзывчивость, щедрость, заботу, сострадание и благородство отличительными чертами доброжелательного человека. И.С. Демина определяет доброжелательность как «общее эмоционально-положительное отношение дошкольников к детям, желание заботиться о них, испытывать радость и удовлетворение от встречи с ними». Для доброжелательного отношения, считает Е.Э. Шишлова, характерно: умение доставить приятное, радость другим. Т.И. Ерофеева подчеркивает, что доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу. В связи с этим доброжелательность рассматривается автором как необходимая основа, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим, как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений. Основным эффектом совместной деятельности, утверждают Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский, выступает социально-психологическая готовность ребенка к общению, включающая в себя такие мотивационные, когнитивные и операционально-поведенческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное положительное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах.

Совместная деятельность является важным каналом воспитания доброжелательных отношений, она позволяет ставить общие цели, осуществлять совместный процесс решения и его коррекцию, продуцировать новые инициативы, проявлять творчество, координировать свои замыслы и действия с другими людьми. Совместная деятельность задает личностные новообразования по мере того, как ребенок становится ее субъектом. Становление позиции субъекта позволяет создавать собственный стиль осуществления деятельности (Б.Г Ананьев, Л. Рубинштейн и др.). Субъект деятельности включен в межсубъектные отношения, а активность субъекта может быть направлена на установление социально-ценностного способа связи со сверстниками. В активном взаимодействии со сверстниками в процессе разнообразных движений дошкольники не только приобретают двигательный опыт, но и опыт общения.

В современных исследованиях двигательная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на физическое развитие и двигательную активность, как средство разностороннего влияния на ребенка. В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются. Дошкольники уже хорошо владеют большинством основных видов двигательных действий. Это дает возможность более широкого использования физических упражнений для целенаправленного развития и воспитания личности ребенка, обогащения культуры общения со сверстниками.

Общеразвивающие упражнения выполняются детьми в основном фронтальным способом и врассыпную. Практически не проводятся упражнения в парах, тройками, подгруппами без предмета, с предметами, с одним общим предметом (упражнения с длинной веревкой и т.д.), что мешает накоплению ценного опыта доброжелательных отношении  дошкольников. Широкое использование совместных упражнений будет, способствует воспитанию сотрудничества, требующему умения договориться, согласовывать свои действия с детьми, положительно реагировать на возникшее рассогласование в движениях и т.д. В ходе основных движений возникают ситуации, cтaвящихся детей перед необходимостью содействия сверстникам. Дошкольники могут привлекаться к оказанию помощи друг другу, что способствует воспитанию заботливого отношения к тем, кто в ней нуждается.

Таким образом, можно отметить, что соответствующая обстановка в процессе выполнения основных движений побуждает детей к большей самостоятельности и инициативе в проявлении доброжелательных отношений. В условиях совместного выполнения разнообразных движений у детей развивается умение переживать удовлетворение от успешных совместных действий, получать опыт проявления внимания, и т.д., что обеспечивает переход к более сложному нравственному содержанию, более устойчивым, осознанным проявлениям доброжелательности. Большие воспитательные возможности таят в себе разнообразие сложных двигательных действий, входящих в основные движения, которые являются обязательным компонентом физкультурных занятий. Совместная деятельность в процессе выполнения основных движений на занятии при использовании разных способов организации создает благоприятные условия для воспитания доброжелательных отношений дошкольников.

Литература

  • 1. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
  • 2. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
Просмотров работы: 183