ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство считается одним из важнейших этапов развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. В Концепции дошкольного воспитания особо подчеркивается необходимость воспитания волевой культуры детей. Уже в дошкольные годы ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать усилия воли. Недостаточный уровень волевого развития дошкольников и наличие резервов и возможностей для данного развития в дошкольном детстве определяет актуальность проблемы воспитания волевых качеств личности дошкольников. По мнению исследователей, недостаточность волевого развития может привести к инфантильности на следующих этапах онтогенеза, стремлению вернуться назад, тормозит формирование личности в целом.

Изучение проблемы сформированности ответственности у детей дошкольного возраста занимались в разное время многие известные классики зарубежной, русской и отечественной педагогики: С.А. Макаренко, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и другие

А.С. Макаренко, внес существенный вклад в разработку проблемы воспитания нравственных убеждений подрастающего поколения. Основные положения теории А.С. Макаренко:

1. Ответственность есть результат зависимости между людьми в обществе. Причем с изменением общественного строя меняется характер этой зависимости в обществе, а вслед за ним - смысл и содержание ответственности.

2. Воспитание личности в коллективе и через коллектив.

Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс организованных личностей». «А там где есть организация коллектива, - писал А.С. Макаренко в своей работе «Проблемы школьного советского воспитания», - там есть организация уполномоченных лиц, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

3. «Освобождение от ответственности» или «право на ответственность».

В «Лекциях для родителей» А.С.Макаренко отмечает: «Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке».

Важный аспект в анализе сущности ответственности выделен в исследованиях Н.А. Минкиной. Она показала, как общественные условия жизни возлагают на каждого индивида определенные обязанности, за выполнение которых он отвечает. Ответственность потому и возникает, что во всех своих проявлениях - в труде, в быту, в многообразных общественных отношениях, в семье, во взаимоотношениях с другими людьми человек выступает существом общественным. Автор проводит различия между ответственностью как стороной объективных отношений в группе и ответственностью субъекта социальных действий как свойством его личности. Принимая указанную позицию Н.А.Минкиной, отметим, что в рамках обоих типов ответственности отдельный человек выступает как индивид, чьи действия, поведение детерминируются общественной моралью, которая становится внутренней характеристикой индивидуального сознания.

Вопросам воспитания ответственности у старшеклассников посвящена работа Ж.Е.Завадской и Л.В.Шевченко, выделяющих в качестве важнейших условий формирования ответственности упражнение учащихся в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей, создание стимулирования ответственности. Определяющим условием воспитания ответственности является подлинное самоуправление. Авторы выделяют следующие признаки проявления ответственности:

- осознанное отношение к своей общественной деятельности и оценка ее с точки зрения соответствия требованиям долга;

- способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю;

- умение своевременно, точно и тщательно выполнять порученное;

- проявление настойчивости, инициативности, самостоятельности в процессе выполнения общественных обязанностей;

- способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

- эмоциональное переживание задания, процесса и результата его выполнения;

- умение дать оценку собственному поведению и поступкам товарищей;

- умение и готовность нести ответственность за коллектив.

JI.И. Божович в теории развития личности ребенка подчеркивала, что «качество личности является результатом устойчиво закрепившейся привычки». Человек испытывает потребность делать то, что он привык делать «в определённое время и при определённых обстоятельствах». Поэтому для развития ответственности большое значение имеет режим. Важно, чтобы ребёнок составил его самостоятельно.

З.Н. Борисовой проведено исследование о возможностях воспитания у детей ответственности. Для формирования ответственности у детей использовалось дежурство в столовой. Автор считает, что ответственность ребёнка дошкольного возраста есть «... переживаемое им чувство зависимости, обязанности перед взрослыми и детьми, осознание необходимости своего участия для коллектива, усилия направленного на выполнение общего дела». Теория воспитания ответственности З.Н.Борисовой основывается на воспитании личности в коллективе и через коллектив.

Так, в исследованиях В.Г. Нечаевой, В.Г. Фокиной, Е.И. Корзаковой, Е.И. Радиной рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания, особенности труда детей в природе, целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам. Авторы подчеркивают, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость.

По мнению отечественных исследователей, дети старшего дошкольного возраст способны к проявлениям значительных волевых усилий. Основой этого является достаточно высокий уровень их общего физического и психического совершенствования, возбудительных и тормозных процессов, морфологического и функционального оформления коры головного мозга, накопленный в предшествующие годы опыт действия с разными предметами, вещами, а также возросшая роль слова, как регулятора поведения ребенка. Воля детей становится более выносливой, а волевые проявления разнообразными, осознанными, целенаправленными, подчиненными различным формам взаимодействия ребенка с окружающим его миром.

Изучению проявления ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности был посвящен констатирующий этап нашего исследования, который включал в себя три направления: работу с детьми, с воспитателями, родителями.

Для изучения сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду проводились беседы по вопросам:

- Чем ты любишь заниматься в детском саду?

доводишь ли ты всегда начатое дело до конца?

- Важно ли тебе как относятся к твоим стараниям окружающие (дети, родители, воспитатели)?

- С кем ты любишь дежурить по столовой, в уголке природы?

- Всегда ли у тебя все получается?

- Тебе приятно делать что-либо не для себя, а для других (друзей, воспитателей, родителей) и почему?

Анализ результатов беседы позволил сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформирована ответственность, т.к. у детей дошкольного возраста еще низкая работоспособность, они быстро переключаются с одной деятельности на другую. Дети предпочитают заниматься игровой деятельностью (65% детей), это связано с тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность.

Ответы на вопрос «Доводишь ли ты всегда начатое дело до конца?» показали, что большинство детей ответили утвердительно (потому что всегда нужно сначала сделать, а потом переходить к другому делу). «Нет» ответили (40% детей).

На вопрос «Важно ли тебе, как относятся к твоим стараниям окружающие?» 80% детей ответили «Важно потому, что родителям нужно помогать»; 20% детей ответили «Нет, у меня все получается».

Для выяснения взаимоотношений между детьми мы задали вопрос: «С кем ты любишь дежурить по столовой, в уголке природы?» Были получены такие результаты: все дети называли своих друзей, «Я с ним дежурю, потому что мы с ним играем».

Проанализировав ответы детей на вопрос: «Всегда ли у тебя все получается?» 40% детей ответили положительно, 33% детей ответили, что иногда требуется помощь друга или взрослого, 28% детей ответили: «Иногда не получается». Можно сделать вывод: что не все дети могут без помощи взрослого справиться с каким-либо заданием.

На последний вопрос: «Тебе приятно делать что-либо не для себя, а для других (друзей, воспитателей, родителей) и почему?» мы получили ответы о том, что всем детям приятно делать что-либо для друзей. 60% респондентов детей ответили, что им приятно что-либо делать для воспитателей: «Потому что они - добрые» и родителей «Потому что они нас любят» (40% детей).

Анализ беседы показывает, что дети еще не могут выполнить задание без помощи взрослого до конца, так как у них низкая работоспособность. Ответственность дошкольников еще не достаточно сформирована. Возможной причиной этого может являться не достаточная работа в семье и ДОУ.

Основным методом, позволяющим изучить проявление ответственности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности, являлось наблюдение.

Нами была определена следующая цель наблюдения: определить в какой деятельности интенсивней проявляется у детей ответственность. Мы сравнили три вида деятельности: игровую, трудовую и учебную.

В ходе наблюдения за различными видами деятельности детей в протоколе фиксировалось: доводят ли дети начатое дело до конца, просят ли помощь у своих (товарищей, воспитателей), проявляют ли самостоятельность, настойчивость, как ведут себя во время учебной, трудовой, игровой, как реагируют на просьбу воспитателя помочь что-либо сделать.

Наблюдение показало, что ответственность интенсивнее сформирована в игровой деятельности у 51%, в трудовой деятельности 29%, в учебной деятельности 20%.

Дня изучение представлений о труде как средстве воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста, с воспитателями проводилась беседа по вопросам:

- Какие трудовые поручения вы даете детям в группе?

- Всегда ли дети своевременно и точно выполняют поручения?

- Как вы настраиваете детей на предстоящую трудовую деятельность?

- Если ребенок отказывается трудиться, что вы можете сделать в этом случае?

- Как вы думаете, какие качества формируются под влиянием трудовой деятельности?

- Всегда ли дети доводят начатое дело до конца?

- Бывает ли так, что полученные результаты не совпадают с намеченными (если нет, то почему)?

Анализ бесед с воспитателями позволяет сделать вывод, что воспитатели имеют знания, как организовать детей, заинтересовать. Например, ответы на вопрос: «Если ребенок отказывается трудиться, что вы можете сделать в этой случае?» Воспитатели отвечают, что «Обещаю награду за выполнение задания». Воспитатели имеют представления о том, какие качества формируются в процессе трудовой деятельности. В этом можно убедиться, проанализировав ответы на вопрос: «Как вы думаете, какие качества формируются под влиянием трудовой деятельности?». В основном воспитатели называют такие качества как «аккуратность, самостоятельность, активность, трудолюбие, ответственность», но и еще «формируется настойчивость, но очень слабо».

Третье направление предполагает «работу с родителями». Им была предложена анкета. Для определения того, как ведется работа в семье по формированию ответственности. Анкета включала следующие вопросы:

- Что вы понимаете под трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста?

- Как вы считаете должны ли быть у ребенка трудовые обязанности в семье?

- Есть ли у вашего ребенка трудовые обязанности в семье?

- Как вы думаете, какие волевые качества формируются у детей в процессе трудовой деятельности?

- Через какую деятельность можно приобщать ребенка к трудовой деятельности?

Проанализировав данные анкеты можно сделать вывод, о том, что работа по формированию ответственности ведется, но не достаточно эффективно.

Ответы на вопрос: «Как вы считаете должны ли быть у ребенка трудовые обязанности в семье?» 60% родителей ответили «Да, должны быть»; 35% родителей ответили «По желанию детей», 5% «нет, не должны»

На вопрос «Как вы думаете, какие волевые качества формируются у детей в процессе трудовой деятельности?» Родителями было перечислено много качеств, нами были выделены самые повторяющиеся, такие как: трудолюбие, ответственность - ответили 40% родителей. Меньше названы - усидчивость, внимательность ответили 35% родителей. Не назвали ничего - 25% родителей.

Анализ данных анкеты показал, что родители приобщают ребенка к трудовой деятельности через игру (60% родителей); через пример родителей 20%; на основе желания ребенка 20% родителей.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что работа по формированию ответственности находится на низком уровне, некоторые родители просто не понимают, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, и они могут упустить этот период.

Для улучшения создавшейся ситуации необходимо привлечь внимание родителей к данной проблеме, организовать консультирование родителей. Необходимо показать родителям, что очень важно, чтобы и детский сад и семья имели общую цель. При такой совместной работе достичь ее будет легче.

В результате проведенного исследования были выделены уровни сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста

К первому (инициативно-ответственный уровень ) уровню мы отнесли детей, проявляю­щих инициативу во всех начинаниях; они способны доводить начатое дело до конца, инициативны в выборе видов и содержания труда, осознают его значимость, демонстрируют высокое качество работы.

Ко второму (исполнительно-ответственный уровень) уровню были отнесены дети, на первый взгляд очень активные, однако их инициативы, как правило, некачественные, трудовыми навыками владеют не в совершенстве, интерес к занятиям быстро падает, часто отвлекаются.

И к третьему (формально-ответственный уровень) уровню мы отнесли: детей, которые в игре соглашаются на любые роли, подчиняются лидерам, трудовые кавыки освоены слабо, действуют только по указанию других, при контроле взрослых, пассивны на занятиях.

На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста ответственность сформирована не в полной мере. Возможными причинами этого является то, что родители не придают особого внимания формирования ответственности, недостаточное внимание к данному вопросу со стороны педагогов.

Необходимо больше акцентировать внимание, как родителей, так и педагогов на проблеме формирования нравственно-волевых качеств личности дошкольников.

Литература

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

2. Зырянова С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] /С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева. - Шадринск, 2008.

3. Коломийченко Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [электронный ресурс] / режим доступа: http://detsad-journal.narod.ru/20045/Kolomich.rtf

4. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] /В. Маркова // Дошкольное воспитание.- 2006.- №12. 104-110.

5. Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых, 22-24 апреля 2009 г. - СПб.: Изд-во им А.И. Герцена, 2009.

6. Сушкова И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях [текст]: диссер. ... доктора пед. наук /И.В. Сушкова.- Елец, 2006.
Просмотров работы: 61