ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕНИ И ЕГО ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕНИ И ЕГО ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения  дети ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой.

В толковом словаре русского языка время характеризуется как: форма существования материи - последовательная смена ее явлений и состояний; продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая часами, минутами, секундами; промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет; определенный момент, в который происходит что-нибудь; время - период, эпоха.

Характерными особенностями времени являются: текучесть (время связано с движением); необратимость; отсутствие наглядных форм (его не видно, не слышно).

Время не имеет наглядных форм. Однако, чтобы сформировать знания, совершенно необходимо опираться на какую-нибудь наглядность (сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии), которые своим содержанием и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звёзд на небосводе, освещённость и др.) помогают ребёнку определить и назвать время.

Время-объект познания - является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. Восприятие времени - это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б. Эльконин).

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка - дошкольника многосторонне.

Проблема формирования у дошкольников представлений о времени нашла разработку в трудах педагогов и психологов таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева и других. В настоящее время рассмотрением этой проблемы занимаются такие авторы, как: А.В. Белошистая, Р.Л. Березина, Л.А. Венгер, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, В.Ю. Журавлев, О.Б. Иншакова, А.М. Колесникова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Т.Б. Мазепина, Е.Н. Маслова, Т.А. Павлова, Т.Д. Рихтерман, В.Э. Штейнберг, и многие другие.

Т.Д. Рихтерман раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, уточняет задачи, предлагает интересные приемы работы. Она предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе, использование картинок с отражением деятельности детей в различные части суток, затем - пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показателям: цвет неба, положение Солнца на небосклоне, степень освещенности дня. Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом. Как обобщение знаний о времени, автор предлагает знакомить детей среднего дошкольного возраста с календарем как системой мер времени.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различия которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо ознакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерить и определить длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего его мира.

На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременности, качественных признаков. Например, «спокойной ночи» говорят, когда ложатся спать, вечером уже темно и солнца нет.

Дети дошкольного возраста уже относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть, распределена во времени, то ребенок уверенно отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер. Он различает день («Скоро обед») или ночь («Все спят»).

Просмотров работы: 144