Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Сущность связной речи и механизмы её развития раскрыты в трудах Л.С Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б,Элыконина и др.
В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Нлюина, Э.П. Короткова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Н.И.. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флёрина, Л.Г. Шадрина и др.). Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речью [3].
Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольникам (ТА. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста. Вместе с тем, ряд исследований свидетельствуют о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). Методика обучению связному высказыванию типа рассуждения в 1-3 классах школы разработана Р.И. Никольской.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.
«Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова»[1]. Разные исследователи дают при определении понятия рассуждения разнородные признаки, включая в него доказательства из связанных общих и частных утверждений (О.Д. Митрофанова) или не разграничивая назначение этих способов изложения (М.П. Сенкевич), или считая доказательство формой, в которой выступает рассуждение (М.Н. Кожина). Некоторые авторы считают, что рассуждение является самостоятельным способом изложения, «посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание (как его результат) в форме логического вывода»[2]. Однако все исследователи в каждом ССЦ типа рассуждения четко выделяют три части: тезис, доказательство, вывод.
По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение - самое сложное синтаксическое построение по сравнению с описанием и повествованием (В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Г.В. и др.)
Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.
По утверждению психологов, дети довольно рано замечают некоторые причины явлений и предметов, а уже в пять-шесть лет мышление способно протекать в форме сравнительно развитого суждения. При правильном обучении, по мнению П.П. Блонского, ребёнок-дошкольник овладевает рассуждениями, начинает пользоваться ими сам, по своей инициативе, создаёт свои доказательства и становится более требовательным к доказательствам других.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждении уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений и их недостаточным использованием в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях, между потребностью массовой практики в методике обучения высказываниям - рассуждениям старших дошкольников недостаточной теоретической разработанностью вопроса.
Литература