В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, a c учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России [4,7].
В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач всех ступеней образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников и воспитанников образовательных учреждений к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательном учреждении.
Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если воспитанники, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ безопасной жизнедеятельности в соответствии c решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано c освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.
Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. [4,23]
Многие процессы, происходящие в образовательной среде, еще не до конца осмыслены. Поэтому нечетко определены совместные действия субъектов безопасности на перспективу, не обозначены приоритеты осуществления и финансирования инженерных, режимных, организационных и иных мероприятий в сфере безопасности образовательного учреждения.
Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма воспитанников ДОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от воспитанника или работника.
Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций являются:
- отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
- непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;
- слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;
- недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;
- недисциплинированность и бесконтрольность персонала и воспитанников;
- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;
- недостаточное изучение педагогами реальной жизни воспитанников, их интересов и контактов.
Как видно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма в ДОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Поэтому главным звеном остается воздействие на воспитанников, родителей и персонал образовательного учреждения, т. e. на человеческий фактор. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.[7,61]
Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет c высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития. Знание причин и стадий развития опасностей и негативных факторов позволяет с большой вероятностью предвидеть зарождение потенциально опасной ситуации, оценить ее последующее развитие и степень риска. Использование здоровье сберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности образовательного учреждения. Опытный педагог управляет рисками.
Итак, наряду с позитивными результатами работы по обеспечению безопасности образовательных учреждений существуют проблемы, которые обозначены рядом противоречий между:
- необходимостью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности участников образовательного процесса и растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях;
- востребованностью педагогической практики в целостном процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у участников образовательного процесса и недостаточной разработанностью программно-методического решения данной проблемы;
- потребностью в научно-обоснованной системе условий, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного процесса.
Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности ДОУ, созданию комплексных систем безопасности (выбору средств, режима, типа отношений в коллективе, c родителями), позволяющих достичь наибольшего эффекта. Любые действия не будут эффективными, если не будет обеспечено единство целей и механизма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Нужны специальные программы и механизмы для постоянного взаимодействия, которые будут содержать: паспорт безопасности ОУ, пакет инструкций по безопасности, единый план безопасности и др. А это значит, что назрела необходимость создания программы безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ.
Проектирование программы безопасности в дошкольном учреждении должно иметь законодательную основу и научное обоснование.
Согласно Федерального Закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики ДОУ и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.[4.33]
Проектируемая программа безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ должна содержать комплексную систему безопасности, включающую совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Концептуальной основой программы безопасной жизнедеятельности детей в ДОУ является: организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе.
Система безопасности проектируемая в Программе состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию:
Субъекты обеспечения безопасности ДОУ: руководство ДОУ, персонал учреждения, в том числе службы обеспечения, спасения и помощи (добровольная пожарная дружина и т.п.), правоохранительные органы; департамент образования, органы здравоохранения.
Правовые и организационные документы no безопасности ДОУ: комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности; комплект внутренних приказов и документов ДОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции планы и схемы); номенклатура дел по направлениям безопасности, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки и т.д.
Финансовое и ресурсное обеспечение: оплата охранных услуг, сторожей; средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки); средства на ремонт существующих ограждений; энергетические и иные ресурсы.
Физическая защита здания ДОУ: освещение здания и территории; ограждение, запоры.
Охрана ДОУ: вахтеры, сторожа, дежурные администраторы; организация охраны и режима; организация оперативного информирования руководителей ДОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность.
Технические средства охраны и безопасности ДОУ: система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация; система оповещения оперативных и дежурных служб (УВД, ГО и ЧС, пожарной службы) о ЧС в ДОУ; система передачи тревожных сигналов.
Воспитательная работа c дошкольниками: развитие компетентности, обучение умениям действовать в условиях ЧС; занятия c детьми по основам безопасности жизнедеятельности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
Работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей; организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ДОУ; повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ; привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг.
Персонал ДОУ: подготовка работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму; проведение встреч работающего состава c представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности ДОУ.
Методические документы no безопасности: методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ДОУ, педагогическим работникам, охране; памятки и рекомендации для детей, персонала и родителей; плакаты, стенды, буклеты, фильмы и т.д.
Медицинское и психологическое обеспечение безопасности, охраны труда и здоровье сберегающих технологий в ДОУ; методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС; методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры по этикету и культуре поведения как факторам безопасности.
Организация взаимодействия c органами безопасности (УВД, УГОиЧС, ОГПС, ГИБДД) и органами местного самоуправления: согласование мер по проверке зданий и территории ДОУ на предмет их взрывобезопасности c использованием специалистов инженерной служб; распределение ответственности за безопасность ДОУ между ведомствами; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
Интеграция всех элементов системы безопасности обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.
Программно-целевой подход в управлении реализацией Программы будет способствовать выявлению и планированию как единых стратегических целей обеспечения безопасности детей в дошкольном учреждении, так и практических мер, по достижению позитивных результатов по данному направлению.
Использование этого подхода в управлении Программой представляется оптимальным, поскольку имеется ряд преимуществ, основными из которых являются:
- обеспечение управления реализацией Программы без излишней бюрократизации;
- учет интересов всех сторон при принятии важных решений на оперативном и тактическом уровне при одновременном обеспечении высокой эффективности процесса управления реализацией Программы;
- предоставление всем участникам необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении оперативного контроля за реализацией комплексных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы, охватывающий все стороны системы безопасности будет способствовать повышению качества деятельности ДОУ в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ.
Таким образом, приоритетность обеспечения безопасности очевидна, она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов дошкольного учреждения. Программа безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении обеспечит создание условий (нормативных, кадровых, материально-технических, финансово экономических) для качественного, своевременного решения проблем обеспечения безопасности для участников образовательного процесса в ДОУ.
Литература
1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / С.В. Белов, Л.Л.Морозова, В.П. Сивков. - М.: ВАСОТ, 1992.
2. Киселева, О.Ю. К вопросу об обеспечении безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]/ О.Ю. Киселева, С.В.Тюрикова, Л.Ф.Мансарлийская // Детский сад.- 2006.- № 4. - С. 90-105.
3. Копылова, Н.А. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда и безопасной жизнедеятельности детей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / Н.А. Копылова // Детский сад. 2006.- № 4.- С.33- 34.
4. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]/ С.В.Петров. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст]/ О.Н.Русак - СПб.: Лань, 2000.
6. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности . [Текст]/ А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.
7. Худик, В.А. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников. [Текст] / В.А. Худик, И.В. Тельнюк // Детский сад. - 2006. - № 4. - С. 60- 62.