Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить уровень сформированности представлений детей о временной последовательности.
Опираясь на содержание образовательных программ воспитания и обучения в детском саду и представленных в них задач по формированию представлений о временной последовательности, анализа литературы нами были разработаны показатели, критерии, уровни, а также задания диагностического исследования для оценки уровня сформированности представлений у детей старшей группы детского сада о временной последовательности.
Таблица 1
Показатели и критерии представлений о временной последовательности
Критерии |
Показатели |
Уровни |
Полнота |
Объем (количество) представлений детей о последовательности дней недели, времен года; развитое чувство времени. |
Высокий уровень (3 балла) - ребенок обладает достаточным объемом представлений о временной последовательности, он правильно и без помощи взрослого называет последовательно все дни недели и времен года, соотносит их с различными видами деятельности в режиме детского сада; у него хорошо развито чувство времени, т.е. он умеет уложить свою деятельность в заданный промежуток времени (1 минута, 5 минут и т.п.). Средний уровень (2 балла) - ребенок обладает достаточным объемом представлений о временной последовательности, но не может самостоятельно (без подсказки взрослого) назвать по порядку все дни недели и времена года, соотнести их с различными видами деятельности в режиме детского сада (допускает 1-2 ошибки); у него не очень хорошо развито чувство времени, т.е. он не умеет уложить свою деятельность в заданный промежуток времени (1 минута, 5 минут и т.п.). Низкий уровень (1 балл) - даже с помощью взрослого ребенок не может назвать по порядку все дни недели и времена года, соотнести их с различными видами деятельности в режиме детского сада; чувство времени не развито. |
Осознанность |
Степень осмысленности и понимания ребенком представлений о времени, умения обоснованно аргументировать свои суждения, основанные на данных представлениях |
Высокий уровень (3 балла) - ребенок хорошо понимает временную последовательность дней недели, времен года, возрастного развития человека, может самостоятельно обосновать свои суждения. Средний уровень (2 балла) - ребенок не совсем хорошо понимает временную последовательность дней недели, времен года, возрастного развития человека, он допускает 1-2 ошибки и ему нужна помощь взрослого, он не может самостоятельно обосновать свои суждения, нуждается в наводящих вопросах взрослого. Низкий уровень (1 балл) - у ребенка отсутствует осознанность временной последовательности, он не может обосновать свои суждения даже при помощи взрослого. |
Обобщенность |
Способность нахождения общего в частном, умения соединить факт и описание, явление и закономерность |
Высокий уровень (3 балла) - ребенок умеет самостоятельно обобщать, находить общее в частном, выявлять причинно-следственные связи. Средний уровень (2 балла) - ребенок не умеет самостоятельно обобщать, находить общее в частном, выявлять причинно-следственные связи. Ему нужна помощь взрослого. Низкий уровень (1 балл) - ребенок не может обобщать даже при помощи взрослого. |
Для достижения цели констатирующего эксперимента использовались 3 серии из 5 опытов.
Серия 1. Цель - определение восприятия времени, умения устанавливать длительность временного отрезка.
Опыт 1. Детям предлагалось выкладывать мозаику в течение 1 минуты (без часов). Когда ребенок решал, что прошла 1 минута, он должен прекратить выкладывание мозаики.
Серия 2. Цель - проверка умения выявлять временную последовательность видов деятельности в режиме дня дошкольника в течение суток.
Опыт 2. Детям предлагалось установить последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня. Сначала рассказать, что они делают в детском саду утром, когда приходят, что потом.
Опыт 3. После рассказа о видах деятельности в режиме детского сада ребенку предлагается разложить 7 картинок по порядку (картинки с изображением прихода детей в детский сад, зарядки, умывания, завтрака, одевания и прогулки).
Серия 3. Цель - выявление способности детей установить последовательность изменения человека по возрасту.
Детям давалось задание разложить по порядку 2 набора картинок:
- опыт 4: 1) малышка, школьница, женщина, старушка;
- опыт 5: 2) младенец, дошкольник, школьник, мужчина и старик.
По ходу выполнения заданий детям предлагалась помощь в случае затруднения.