ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Графика (от греч. grapho - пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами [1,с.6] Англичане считают, что искусство графики - это «искусство черно-белого».

Графика делится на два вида: рисовальную, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную гравюру, литографию. В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды - станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.[1,с.8]

Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, точка, штрих готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства, поэтому и графические образы достаточно сильно отличаются от образов живописных[1,с.9].

Графика отличается от простого рисунка. Рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике же яснее, чем в живописи, подчеркнута ее «сделанность»; графика без плоскости просто не существует.

Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист рассматривается вблизи, чтобы различить условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной[1,с.9].

Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

Форма в графике часто выступает как рельеф на белом фоне, а белый фон приобретает глубину, и форма должна что-то сказать об этой глубине. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен. Особенностью графики является ее мобильность и повседневность. Она способна уловить мгновения современности, проникнуть в быт, в нашу жизнь.

Процесс создания любого образа (в том числе и графического) складывается из двух частей: формирование зрительного представления; воспроизведение зрительного образа на листе бумаги.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируется действие восприятия, в старшем - дети должны овладеть действием замысливания образа.

Процесс замысливания состоит в придумывании ребенком содержания графического образа, определении материала, приемов, последовательности изображения.

Как правило, дошкольник всякий раз изображает предмет, явление заново. Однако при систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя [2,с.49].

По мнению Н.П. Сакулиной восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями. Однако четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Сакулина не дает.

Литература

1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - Санкт-Петербург, 2004.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

Просмотров работы: 39