ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. Следовательно, при сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную составляющую образования; во-вторых, в понятии социальной компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих,  социальная компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности.

Однако стоит заметить, что некоторые авторы рассматривают компетентность в целом, тогда как другие выделяют ее элементы, часто относимые к компетенции или компетенциям

Рядом авторов в диссертационных исследованиях, предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М.Алифанова, Н.И.Белоцерковец, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Е.Г.Юдина и др.).

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем. Представим краткий обзор основных определений социальной компетентности. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений.

По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную компетентность дошкольника «как адаптационное явление». Иными словами, социальная компетентность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей.

В исследованиях проблемы социальной компетентности И.А Кудаевой  делаются аргументированные выводы о том, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах - как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности.

А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность ребёнка может быть рассмотрена как достижение ребёнком соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии.

С.Уотер и Р.Сроуф считают, что социальная компетентность - это способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.

А У. Пфингстен и Р. Хинтч делают акцент не на социальных знаниях ребёнка, целях, результативности взаимодействия, а на способах  его поведения. Социальная компетентность определяется ими как «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».

Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Структура социальной компетентности представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность.

Проблемы выявление структуры, уровней социальной компетентности, в рамках рассматриваемой темы отмечают таких основоположников как В.Е Каган, Н.И. Кузьмина, Е.Е. Кутейникова, В.В. Мамаева и др. Так, начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности

Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Л.В. Коломийченко, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам.  Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать - не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

На основании этого мы считаем, что социальная компетентность  дошкольника - это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические,  ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

В связи с изучением социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста был посвящен констатирующий эксперимент, который включал в себя изучение критериальных компонентов. Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

- представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

- представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

- понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

- понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

- отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

- отношение ребенка к сверстнику  строится в соответствии  с их желаниями и интересами

- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

- умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

- умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» «ребенок-взрослый»;

- умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;

Констатирующий этап исследования проводился в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 59 г. Санкт Петербурга. Обследованием было обхвачено 42 ребенка. Диагностика социальной компетентности в рамках дошкольных учреждений проводилась с помощью отбора специальных диагностических заданий в соответствии со структурными компонентами социальной компетентности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. С этой целью использовались практические задания и ситуации, требующие от ребенка их осуществления не отрывая от образовательного процесса и повседневной жизни детского сада. В процессе проведения диагностических заданий и ситуаций, анализировалась степень самостоятельности выполнения каждым ребенком.

Полученные экспериментальные данные исследования компонентов социальной компетентности, представлены по уровням: Когнитивный компонент: низкий уровень - составляет 21%; средний - 48%; высокий - 31%;

Эмоциональный компонент: низкий уровень - 19%; средний - 55%; высокий - 26%; Поведенческий компонент: низкий уровень - составляет 52%;, средний - 29%; высокий - 19%; Полученные экспериментальные данные, подтверждающие преобладание низкого уровня поведенческого компонента в структуре социальной компетентности, что составляет 52%, свидетельствующие о недостаточном развитии умений самостоятельно контактировать со сверстниками взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» в большой группе детей, принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми, и оказывать помощь и умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуация. Это, в свою очередь выражается недостаточной сформированностью деятельностного компонента.

Преобладает средний уровень сформированности когнитивного (48) и эмоционального (55%) компонентов в структуре социальной компетентности, подтверждающие о недостаточном взаимодействии детей со сверстниками. Таким детям требуется частичная помощь взрослого в осуществлении взаимодействия со сверстниками и налаживания  доброжелательных отношений.

В сфере эмоциональных отношений, в которых средний уровень является превалирующим компонентом в структуре социальной компетентности, отмечаем склонность детей к  проявлениям интереса сверстнику и его эмоциональному состоянию, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Однако доброжелательность в отношениях с другими детьми индивидуальна: чувства доверия выражает только к одному другу, ребенку своего пола,  либо к группе сверстников по 2-3 человека, к которым ребенок испытывает симпатию; ребенок проявляет доброжелательное и доверительное отношение к другим людям, предметам себе, однако не всегда способен самостоятельно выразить такие качества как благородность, отзывчивость, сочувствие.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет заключить о необходимости создание целенаправленных мер по формированию компонентов социальной компетентности ребенка, ценных для его последующей жизни, коллективного поведения и коллективной деятельности. Благодаря этому формируется социальный опыт.

Литература

1. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания  и понимания ребенка  дошкольного возраста. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

2. Зимняя И.А. Подготовка специалистов в вузе как многоуровневая полисубъектная деятельность. М., 1998.

3. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.-151 с.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002.

5. Селевко Г. Компетентности и их классификация  // Народное образование.2004. №4. С. 138 - 143.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 60.

7. Шишов С.Е., Агапов С.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость / Мир образования - образование в мире. 2001. № 4.

Просмотров работы: 120