ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов. Данная проблема нашла отражение в трудах А.В. Белошистой, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Г. Гальперина, О.М. Дьяченко, Т.Н. Дороновой, А. Н. Леонтьева. Т.Д. Рихтерман, В.Э. Штейнберг и многих других.

Рассматривая проблему формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте. В.В.Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, высокий -  низкий, широкий - узкий.  Именно в этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее - короче, равные по длине). Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10- 15 см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.

Ориентировка детей в размерах предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов путем их сопоставления. В младшем возрасте дети первоначально прибегают к самому простому, но не всегда результативному приему сравнивать предметы «на глаз». Затем сравнение предметов по длине, ширине, высоте производится практически путем наложения или приложения. Глаз при этом как бы обобщает практическое действие руки.

Способность воспринимать размер предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. Но относительность величины затрудняет дифференцировку.

Дети младшего дошкольного возраста прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки размера. Если поставить перед ребенком 4 -5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на самую большую игрушку, то дети, как правило, отвечают: «Теперь нет большой».

Таким образом, дети младшего дошкольного возраста воспринимают размер предмета недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Неумение дифференцированно воспринимать размеры предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети младшего дошкольного возраста по отношению к любым предметам употребляют слова большой - маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их.

Затем постепенно дети более дифференцированно подходят к выбору Чаще всего дети характеризуют предметы по какой - либо одной протяженности, наиболее ярко выраженной, чем другие, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то именно выделение длины легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети при показе ширины. Допускаемые ими ошибки свидетельствуют о недостаточно четкой дифференциации ширины от других измерений.

Исходя из особенностей детских представлений о размере предметов, необходимо развивать у детей представление о размере как о свойстве предмета. Дети осваивают умение выделять данное свойство наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства». Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т.д. Таким образом, первоначально осваивается попарное сравнение предметов по одному свойству. В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу.

Просмотров работы: 51